О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчик-испытатель Марк Галлай: талантлив во всем

16 апреля 1914 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося летчика-испытателя, ученого, писателя, преподавателя, Героя Советского Союза Марка Лазаревича Галлая. Талант и уникальная многогранность его личности поражают нас до сих пор: за годы своей летной практики он освоил 125 типов самолетов, вертолетов и планеров, защитил степень доктора технических наук, готовил к полету первых космонавтов. М. Галлай написал яркие книги воспоминаний о годах становления советской авиации, защитниках неба Москвы в годы Великой Отечественной войны, выдающихся летчиках-испытателях, инженерах и авиационных конструкторах, создававших славу отечественной авиации.

Марк Галлай родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. По окончании средней школы в 1930 году поступил на работу токарем на завод "Красный Октябрь", затем учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. В 1935 году он решил перевестись в Ленинградский политехнический институт, для чего ему пришлось досдать за полтора месяца 17 (!) экзаменов. В том же 1935 году он поступил в Ленинградский аэроклуб, где учился летать на планерах и прыгать с парашютом.

С 1937 года М. Галлай работал инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в Москве. Без отрыва от работы окончил летную школу и в сентябре 1937 года стал летчиком-испытателем ЦАГИ, участвовал в испытаниях скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40) и других машин. С апреля 1941 года – на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) в Жуковском.

С началом Великой Отечественной войны М. Галлай стал летчиком 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО Москвы), с июля по сентябрь 1941 года совершал ночные боевые вылеты на МиГ-3. В январе-марте 1942 года, став заместителем командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка, он выполнял боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. В мае-июне 1943 года М. Галлай служил в 890-м авиационном полку Авиации дальнего действия и обучал летчиков дальней авиации. Специального времени на обучение не было, и оно шло "в процессе" – инструктор участвовал в боевых вылетах в качестве второго пилота. В июне 1943 года в одном из таких полетов через линию фронта дальний бомбардировщик ТБ-7 был сбит в Брянской области над оккупированной территорией. Выпрыгнув с парашютом, М. Галлай вместе со штурманом Гордеевым пробрались через леса и вышли на Рогнединскую партизанскую бригаду. Через 12 дней с партизанского аэродрома на самолете У-2 их вывезли за линию фронта, после чего М. Галлай возвратился к летно-испытательной работе. При приземлении с парашютом он получил травму позвоночника, после которой медики запретили ему перегрузки и поднятие тяжестей. Но М. Галлай нашел выход: для полетов он надел специальный корсет, и так летал еще более 20 (!) лет.

В годы войны М. Галлай провел испытания пороховых стартовых ракет на Пе-2, испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5, испытания Як-7 с опытным ламинарным крылом, испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ. В послевоенные годы провел испытания первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9, трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте, дальнего бомбардировщика Ту-4, участвовал в испытаниях самолетов И-215 и Як-20, был ведущим летчиком-испытателем самолетов МиГ-9, Ту-4, вертолетов Ми-1 и Як-100.

В июле 1950 года с началом компании по борьбе с космополитизмом М. Галлая уволили из ЛИИ. В 1950-1953 годах он работал летчиком-испытателем НИИ-17 (будущий Концерн "Вега"), где провел испытания радиолокационного оборудования на самолетах Ли-2, В-25, МиГ-15, И-320, Ла-200, Як-25 и других. В 1953-1958 годах М. Галлай – летчик-испытатель ОКБ В.М. Мясищева: участвовал в испытаниях стратегического бомбардировщика М-4, в 1956 году поднял в небо его глубоко модернизированный вариант 3М. В мае 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Марку Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 17 февраля 1959 года одному из первых (знак № 3) ему присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР".

Уволившись в запас в 1958 году, он не прекратил работу в авиации. В 1958-1975 годах М. Галлай, будучи старшим научным сотрудником ЛИИ, занимался исследованиями в области динамики полета и совершенствования методики проведения летных испытаний. С 1959 года стал заместителем председателя методического совета МАП по летным испытаниям, принимал деятельное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ, методическом руководстве летными испытаниями Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и др.

Помимо летно-испытательной работы, М. Галлай занимался научно-исследовательской и преподавательской работой, защитил степень доктора наук, получил звание профессора. Преподавал в Московском авиационном институте, Школе летчиков-испытателей, Академии гражданской авиации. Опубликовал около 30 научных работ.

В начале 1960 года Галлай встретился с Сергеем Павловичем Королевым, который искал в среде опытных летчиков-испытателей наставника для будущих космонавтов. После встречи С. Королев лично вписал в штатное расписание новую должность "инструктор-методист по пилотированию космического корабля". М. Галлай разработал методику тренировок космонавтов и стал инструктором первой шестерки космонавтов. "Все было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня", - сказал М. Галлаю Юрий Гагарин после возвращения из космического полета.

Уникальный опыт летно-испытательной работы и несомненный литературный талант привели М. Галлая к писательству, которое стало еще одним ярким проявлением его удивительно многогранной личности. Когда Александру Твардовскому в "Новый мир" передали рукопись М. Галлая, он был недоволен, ожидая очередную писанину графомана "с положением", решившего на досуге стать писателем. Прочитав рукопись, он позвонил Эммануилу Казакевичу, хорошо знавшему Галлая и убедившему его взяться за книгу, и спросил: "А кто твоему летчику пишет?", на что Э. Казакевич ответил: "Поговори с ним и все поймешь". Публикация в "Новом мире" была пропуском в настоящую литературу. В своих книгах М. Галлай увлекательно рассказал ценнейшие для истории советской авиации и космонавтики факты. "Первый бой мы выиграли", "Через невидимые барьеры", "Испытано в небе (Записки летчика-испытателя)", "С человеком на борту", "Жизнь Арцеулова", "Третье измерение", "Полоса точного приземления", "Небо, которое объединяет" – его книгами зачитывались тысячи любителей авиации, в какой-то мере они определили профессиональный выбор многих авиаторов и космонавтов следующего поколения. Он написал биографии Валерия Чкалова и Валентины Гризодубовой, а в 1997 году уже о нем самом был снят документальный фильм под названием "Единица порядочности – один Галлай", что красноречиво говорит не только о профессиональных, но и о человеческих качествах Марка Лазаревича.

Выросшие на его книгах новые поколения летчиков России поражают своим мастерством любителей авиации на авиасалонах МАКС, олицетворяющих сегодня передовые достижения авиации России и отдающих дань выдающимся предшественникам, создававшим силу и славу отечественной авиации.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка