Госкорпорация Ростех
8 октября 2025, 04:47
МиГ-29. Надежная "Точка опоры". Часть I
6 октября 1977 года впервые поднялся в небо истребитель МиГ-29. Это была новаторская и передовая во всех отношениях боевая машина нового, четвертого поколения. В тот день никто не мог предположить, что новому "МиГу" будет уготована сложная и неоднозначная судьба. Этот самолет одним из первых, если брать в расчет советские военные машины, был представлен на международных авиасалонах и произвел там эффект разорвавшейся бомбы. Ничего достойного "двадцать девятому" в то время потенциальные противники противопоставить не смогли. В то же время основная часть летной жизни этого фронтового истребителя пришлась на драматичный этап 1990-х - начала 2000-х. Довелось самолету поучаствовать и в боевых действиях.
Судьба этого "МиГа" с самого рождения тесно переплеталась с судьбой еще одной выдающейся боевой машины - Су-27. По замыслу создателей и заказчика, которыми являлись советские ВВС, МиГ-29 планировался массовой и основной боевой машиной, парк которой должен составлять около 60-70% от всего количества истребителей, при этом Су-27, как более тяжелый и дорогой, занимал бы оставшиеся 30-40%. На деле же все получилось с точностью до наоборот.
Сегодня наш материал посвящается уникальному отечественному истребителю, летная жизнь которого продолжается, несмотря на почтенный возраст - 48 лет со дня рождения.
Рожденный побеждать
Как известно, ни один образец военной техники не появляется просто так, из ниоткуда. К появлению новых образцов приводит боевой опыт, изучение мировых тенденций, научные и инженерные открытия, создание новых технологий, форм и методов. В основе же всегда лежит желание превзойти конкурентов и потенциальных противников. Появлению МиГ-29 предшествовали определенные мировые события.
По завершении войны во Вьетнаме, где очень удачно показали себя легкие маневренные реактивные истребители МиГ-17 и МиГ-21, американцы, учтя опыт боевого применения тяжелого многоцелевого истребителя F-4 "Фантом", приняли решение о создании новых самолетов. Согласно их концепции, машин должно было быть две. Первый - тяжелый многоцелевой истребитель, им стал F-15 "Игл", и второй - легкий истребитель F-16, предназначенный для маневренного воздушного боя. Таким образом, в очередной раз удачный образец военной техники, в данном случае - советский МиГ-21, определил своим успешным появлением новую боевую концепцию.
Естественно, американский шаг не остался без внимания в нашей стране. Первоначально в качестве ответа планировался один самолет, но после ряда исследований, проводившихся в отраслевых НИИ, и анализа информации, поступающей из-за рубежа, требования были изменены: решено было не выбирать один самолет из двух, а разбить программу на две. Наши специалисты пришли к мнению, что основу истребительной авиации должны составлять два самолета - многоцелевой тяжелый истребитель (им стал Су-27) и более массовый легкий фронтовой. Вторым как раз и являлся МиГ-29.
Разработка перспективного истребителя изначально велась на конкурсной основе. Участниками являлись ОКБ П.О. Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ им. А.И. Микояна. В соответствии с решением делать два истребителя и выбыванием из конкурса проекта ОКБ им. Яковлева, разрабатывать легкий истребитель стало ОКБ им. А.И. Микояна, а "суховцам" поручили создание тяжелой машины. Генеральным конструктором машины стал Ростислав Аполлосович Беляков, главными конструкторами "двадцать девятого" были Александр Чумаченко (до 1982 года), Михаил Вальденберг (в 1982-1993 годах), Валерий Новиков (в 1993-1999 годах) и Аркадий Слободской (в 2000-2010 годах). Осенью 1977 года новый "МиГ" впервые оторвался от земли. Первый полет на опытной машине совершил летчик-испытатель ОКБ "МиГ" Александр Федотов. Также в испытаниях участвовали летчики-испытатели Валерий Меницкий, Борис Орлов, Петр Остапенко, Авиард Фастовец и Анатолий Квочур.
Весь процесс создания и испытаний МиГ-29 находился на особом контроле у Главнокомандующего ВВС СССР Маршала авиации Павла Степановича Кутахова, который очень верил в новую машину. Созданный истребитель не разочаровал ни своих создателей, ни командование ВВС, ни летчиков, которые с огромным интересом и нетерпением ожидали новый самолет в строевых частях. То, что машина у "микояновцев" получилась, стало понятно сразу.
"Двадцать девятый" изначально был способен поражать воздушные цели не только на ближней, но и на большой дальности. Для этого он оснащался мощной импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станцией Н019, ракетами ближнего боя Р-73 и ракетами среднего радиуса действия Р-27, оснащаемыми как радиолокационными, так и тепловыми головками самонаведения. В ближнем воздушном бою пилот "МиГа" мог использовать специальную нашлемную систему целеуказания "Щель-3УМ". Летчику достаточно было повернуть голову и взглянуть на цель, как система управления оружием тут же брала ее на сопровождение и ожидала только команды на пуск ракеты. Все бортовые системы самолета объединялись в единый комплекс, работой которого управляли бортовые ЭВМ. Истребитель мог работать и по наземным целям, арсенал применяемых им средств поражения включал и боеприпасы класса "воздух-поверхность": неуправляемые ракеты калибра 80 мм, управляемые ракеты на более поздних модификациях самолета, авиационные бомбы общей массой до 3 тонн.
Отличительной особенностью МиГ-29 от всех предшествующих самолетов стала конструкция его планера. Фюзеляж "двадцать девятого" выполнен по интегральной схеме, то есть является, если можно так сказать, несущим. Крыло истребителя плавно переходит в корпус, при этом до 40% подъемной силы приходится на центроплан. Перед крылом имеются сильно развитые наплывы, обеспечивающие при маневрировании на больших углах атаки очень высокие несущие свойства. Немаловажную роль в картине обтекания фюзеляжа играют установленные на штанге приемника воздушного давления специальные пластины - генераторы вихрей. По словам генерального конструктора машины Ростислава Белякова, "это как раз то место, откуда начинаются аэродинамические характеристики самолета".
Силовая установка состоит из двух двухконтурных ТРД РД-33 тягой на форсаже по 8300 кгс каждый. Суммарная тяга составляет, соответственно, 16 600 кгс. И если сопоставить ее с максимальной взлетной массой машины, которая равна 18 100 кг, то получается, что вес истребителя практически равен тяге его двигателей. Это означает, что МиГ-29 обладает отличной тяговооруженностью, которая обеспечивает ему непревзойденные динамические и маневренные качества.
Все, кто наблюдал за взлетом этой машины, отмечали, что МиГ-29 буквально через несколько секунд после старта, пробежав чуть более двух сотен метров, почти вертикально устремлялся в небо. Данная возможность очень пригодилась при создании палубной версии "МиГа". "Двадцать девятый" может летать на глубоком сверхзвуке более двух Махов и на малых скоростях. Эту возможность предоставляет ему комплексное сочетание многорежимной силовой установки, чистой аэродинамической компоновки и высокоэффективной системы управления. Установившийся вираж МиГ-29 способен выполнять с перегрузкой до 9G.
Лучший в своем классе
Самым опасным противником нового "МиГа" был американский F-16. Он взлетел раньше нашей машины на три года и считался очень маневренным для того времени. По крайней мере, именно так утверждала западная пресса. Его маневренные качества обеспечивались мощным двигателем и передовой аэродинамикой - самолет имел наплывы перед крылом, которые помогали крылу держать машину на малых скоростях и больших углах атаки. Но советский МиГ-29 сразу же показал свое преимущество над американцем - "двадцать девятый" изначально получил способность поражать воздушные цели не только на ближней, но и на средней дистанции. Заокеанский истребитель изначально был способен вести только ближний бой.
Своеобразным показателем аэродинамического качества нашего "МиГа" стал такой маневр из фигур высшего пилотажа, как "колокол", ранее недоступный реактивным самолетам. Суть его в следующем: летчик переводит самолет в вертикальный набор высоты и уменьшает тягу двигателей. В какой-то момент времени самолет останавливается и неподвижно зависает в воздухе, а затем устремляется к земле сначала хвостом вперед, а потом, плавно опустив нос, набирает скорость и выходит из пикирования. Американский F-16 не может повторить такую фигуру, срываясь в неуправляемое падение.
Отечественный истребитель превосходил своего оппонента и по артиллерийскому вооружению: на МиГ-29 устанавливается встроенная 30-мм пушка ГШ-301, в то время как американец имеет только 20-мм пушку. При создании "МиГа" наши конструкторы особое внимание уделили тому, чтобы дать возможность машине работать не только с бетонированных, ровных взлетно-посадочных полос, но и с грунтовых, полевых аэродромов.
Воздухозаборники "двадцать девятого" выполнены таким образом, что, когда самолет находится на земле, входы воздухозаборников закрываются специальными створками, а воздух, необходимый для работы двигателей, засасывается через специальные щели, похожие на жабры, расположенные на верхней части крыльевых наплывов. Когда машина разгоняется и уходит в небо, защитные створки убираются, и воздух в двигатели попадает через основные воздухозаборники. Данная система надежно защищает движки МиГ-29 от попадания в них грязи, пыли, камней и песка. А вот заокеанский противник такими способностями не обладает и способен эксплуатироваться только с очень хороших бетонированных аэродромов.
Уступает F-16 и по мощности силовой установки - на нем устанавливается только один двигатель, в то время как на "МиГе" стоят два движка. Они обеспечивают нашему самолету не только большую тягу, но и повышают живучесть истребителя - при выходе из строя одного всегда остается второй. Американцы для облегчения конструкции установили на двигателе своего F-16 нерегулируемый воздухозаборник, что серьезно ограничило максимальную скорость полета. Поэтому американский истребитель не может летать быстрее 1600-1800 км/ч. "Двадцать девятый" благодаря специальным регулируемым устройствам спокойно может выходить на скорости порядка 2450 км/ч.
Впервые нашу машину решено было продемонстрировать широкой иностранной публике в сентябре 1988 года на авиасалоне в английском Фарнборо. При сравнении нашего истребителя с такими иностранными "одноклассниками", как Мираж-2000, Мираж-3/5, F-16, F-18 и другими, выяснилось, что МиГ-29 является лучшим истребителем в своем классе. Благодаря высокой тяговооруженности, отличной аэродинамике, бортовым системам и вооружению, наш "МиГ" стал выдающимся событием в авиационном мире.
Продолжение следует…
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 19, 2025
Узбекистан закупит беспилотники Airbus
Ноябрь 19, 2025
Миллионного пассажира примет аэропорт Благовещенска в 2025 году
