Госкорпорация Ростех
13 октября 2025, 14:38
МиГ-29. Надежная "Точка опоры". Часть II
О летной жизни и модификациях одного из лучших истребителей четвертого поколения
Летная жизнь "МиГа"
Серийный выпуск МиГ-29 начался в 1982 году. Как известно, наша авиационная техника в классификации НАТО получает специальные кодовые обозначения, которые зачастую не имеют смысловой составляющей, но в соответствии с принятыми правилами такая система обозначений существует и по сей день. Согласно ей, все наши тяжелые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, а также специальные самолеты на их базе имеют обозначения, начинающиеся на букву В, от английского bomber - бомбардировщик. Транспортники обозначаются словами на букву С, от английского cargo - транспортный, вертолеты - словами на букву Н - helicopter, вертолет и т.д. Что же касается истребителей, то для них все кодовые названия начинаются с буквы F, fighter, и если в отношении некоторых наших истребителей слова брались буквально "с потолка", лишь бы только начинались на букву F, то с "двадцать девятым" история совершенно другая. Наш МиГ-29 получил в НАТО уважительное и грозное обозначение Fulcrum, что означает "точка опоры".
Машину очень тепло приняли в наших ВВС, хотя первоначально эксплуатация "двадцать девятых" преподносила неприятные сюрпризы - случались отказы, аварии и даже катастрофы. Но это закономерный процесс избавления нового самолета от "детских болезней". Он неизбежен, и его проходит каждая новая машина. Интерес летного состава к новому "МиГу" был столь большим, что наши летчики, узнавая о будущем перевооружении их частей на новые "МиГи", всеми правдами и неправдами пытались остаться в своих полках, даже несмотря на то, что им предлагали повышение по службе и перевод в другие, более благоустроенные гарнизоны.
МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в воздухе в оперативно-тактической зоне и для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в простых и сложных метеоусловиях. Освоение "МиГа" и перевооружение на него наших ВВС пришлось на середину и вторую половину 1980-х годов. Несмотря на трудные времена, которые наступили уже в начале 1990-х годов, "двадцать девятые" сумели не только занять достойное место в боевом строю, но и активно шли на экспорт. В разное время МиГ-29 приняли на вооружение военно-воздушные силы Кубы, Бангладеш, Индии, Монголии, Северной Кореи, Мьянмы, ГДР, Югославии, Польши, Алжира, Судана, Египта, Ирана, Сирии, Йемена, Ирака, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Малайзии, бывших республик Советского Союза и некоторых других стран. Машина продолжала совершенствоваться, разрабатывались новые модификации и варианты. Отметим лишь наиболее известные из них.
- Учебно-боевой двухместный истребитель МиГ-29УБ, "спарка", предназначен для обучения, ввода в строй, поддержания классной квалификации и летных навыков, совершенствования уровня подготовки летного состава. "Спарка" имеет примерно равные боевые возможности с обычным "МиГом", уступая ему по боевой эффективности на 30-35% из-за отсутствия бортовой РЛС.
- МиГ-29М - глубоко модернизированный вариант, оснащенный более мощными двигателями РД-33К с тягой на форсаже 8800 кгс и цифровой системой управления. Он стал первым в мире многофункциональным истребителем, способным с высокой эффективностью действовать как по воздушным, так и по наземным или морским целям. Многие узлы и агрегаты изготовлены из композитных материалов. Самолет оснастили новой БРЛС Н010 с режимами работы по земле и улучшенными характеристиками работы по воздушным целям, кардинально усовершенствованной оптико-электронной системой, способной обеспечить применение ракет с лазерными головками самонаведения по наземным целям. Информационно-управляющее поле кабины пилота впервые в СССР составили многофункциональные электронные индикаторы - появилась так называемая стеклянная кабина. Для повышения боевой мощи количество точек подвески увеличили до девяти, масса боевой нагрузки возросла до 4,5 тонн. Расширился арсенал как управляемого, так и неуправляемого оружия, включая противокорабельные ракеты Х-31.
- МиГ-29К - палубный истребитель, созданный на базе МиГ-29М. В целом степень унификации этих машин оценивалась в 80-85%. Самолет предназначался для авиационного прикрытия корабельных соединений. 1 ноября 1989 года палубный вариант истребителя МиГ-29К, пилотируемый летчиком-испытателем Токтаром Аубакировым, произвел успешную посадку, а затем первым в нашей морской авиации взлетел с палубы нового тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (сегодня корабль носит название "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"). В конструкции корабельного "МиГа" увеличена доля композитных материалов, консоли крыла сделаны складными, усилено шасси, установлен тормозной гак, а также применена более серьезная защита самолета от внешних воздействий окружающей среды. Также МиГ-29К имеет оборудование для дозаправки топливом в полете.
- МиГ-29СМТ - наиболее глубокая модернизация машины, которая превратила ее в многофункциональную. Увеличена емкость топливных баков, за счет чего несколько изменились внешний вид и обводы истребителя - появился увеличенный гаргрот (обтекатель) за кабиной. Также на машине устанавливается штанга для дозаправки топливом в полете. Для МиГ-29СМТ был создан оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, который строился по принципу открытой архитектуры на основе двукратно резервированной центральной вычислительной системы с мультиплексными каналами информационного обмена (шина стандарта MIL-STD-1553B). Это позволило внедрять в его состав новые системы российских и зарубежных производителей по желанию заказчика. МиГ-29СМТ оснащен новой многорежимной БРЛС "Жук-МЭ" с щелевой антенной решеткой. По сравнению со станциями предыдущего поколения она имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. "Жук-МЭ" обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
Эксплуатация и боевое применение
Местом триумфа для новых "МиГов" стала Азия. В Корее, над Индостаном и во Вьетнаме машины ОКБ А.И. Микояна сумели навязать бой американцам и их союзникам, превзойти их и получить всемирную славу. Одним из самых больших парков МиГ-29 обладает Индия, в том числе с примерами удачного боевого применения. Поэтому мнение их военных специалистов о нашем истребителе представляется довольно интересным. Вот одно из них, принадлежащее первому капитану индийских ВВС, летающему на "двадцать девятом" с 2003 года: "Что сказать о русских машинах? Летаю на "МиГе" уже много лет. В том числе и над Кашмиром. Функционально наша версия "МиГов" сильнее исламабадских "Фалконов". Сейчас "МиГи" модернизировали, и теперь разбег самолета стал короче. Он маневренный и очень быстро набирает высоту. С него очень удобно атаковать вражеские истребители. Много появилось полезных возможностей для летчика. К примеру, мультидисплей с большим количеством функций. Отличные ракеты РВВ-АЕ (экспортная модификация ракет Р-77). Радар теперь лучше определяет цели. МиГ-29, модификации UPG - вполне современный самолет, хотя часть наших "МиГов" выпущена еще в середине 1980-х. Настоящее "копье богов". Пакистанские Ф-16 нас боятся и в бой предпочитают не вступать".
Отличились "двадцать девятые" и на Ближнем Востоке. В 1991 году во время конфликта в Персидском заливе МиГи-29 состояли на вооружении ВВС Ирака. Ни один "МиГ" не был сбит в ближнем воздушном бою, зато пилотам, летавшим на этих машинах, удалось уничтожить несколько истребителей многонациональных сил (в том числе как минимум один "Торнадо" английских ВВС). "МиГи" применялись в конфликтах на Балканах и в Приднестровье, в основном для атаки наземных целей, реже для перехвата противника в воздухе. В дальнейшем, после объединения Германии, когда бывшие гэдээровские "МиГи" попали в люфтваффе, ВВС НАТО провели несколько учебных боев МиГ-29 с западными машинами F-15С, F-16С и Mirage 2000С, в ходе которых "МиГи" убедительно продемонстрировали свое преимущество. Вот что сказал относительно летных качеств "МиГа" командир 731-й эскадрильи Манфрид Менге: "В "МиГе" есть практически все, что нужно для завоевания небольшого участка неба. Это лучший самолет, на котором я поднимался!" В 2008 году в ходе операции Российской армии по принуждению Грузии к миру наши МиГ-29 успешно выполнили боевую задачу - взяли под полный контроль воздушное пространство Южной Осетии.
МиГ-29 дня сегодняшнего и перспективы
МиГ-29 наряду с Су-27 стали, без преувеличения, лучшими истребителями четвертого поколения в мире. В рамках новой концепции руководство российских ВВС (с 2015 года - ВКС) сделало выбор в пользу более дорогих, но при этом многофункциональных истребителей ОКБ им. Сухого. "МиГи" также оставались на вооружении. Однако боевые конфликты последних лет показали, что наряду с авиапарком тяжелых многоцелевых боевых машин требуется иметь массовый, легкий, недорогой, несложный в пилотировании и обслуживании, но в то же время достаточно эффективный самолет-истребитель.
Именно такой машиной является сегодня истребитель МиГ-35 - достойный наследник "двадцать девятого", новая боевая машина поколения "4++", созданная в прославленном ОКБ и являющаяся дальнейшим развитием МиГ-29. Нужно сказать, что в США никогда не стоял вопрос о наличии в ВВС легкого массового истребителя. Американский F-16, "одноклассник" и вероятный противник нашего МиГ-29, до сих пор состоит на вооружении и продолжает совершенствоваться, причем не только в ВВС США, но и в большом количестве других стран. Можно возразить, что в нашей стране разработан новый легкий истребитель Су-75 Chekmate. Но он пока существует лишь в виде полноразмерного макета, а такой истребитель, по мнению многих специалистов, нужен нашим ВКС уже сейчас. Тем более что МиГ-29, отмечающий в этом году 48 лет со дня своего первого полета, еще не до конца раскрыл все резервы и возможности, вложенные в его конструкцию создателями этого легендарного отечественного самолета.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2025
Группа "Аэрофлот" увеличивает частоту рейсов в Калининград в пиковый период зимнего сезона
Ноябрь 27, 2025
Аэрофлот выполнит благотворительный рождественский рейс
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Ноябрь 28, 2025
Полет в будущее: аэропорт Сочи внедряет экосистему "Цифровой перрон"
