МАИ
18 августа 2025, 03:05
Михаил Погосян - о подготовке кадров для БАС: "Университеты должны быть активными участниками формирования прогнозов развития рынка и технологий"
Этой острой теме была посвящена экспертная дискуссия "Система подготовки кадров для БАС: как успевать за обновлением технологий и требованиями рынка труда", состоявшаяся 15 августа в Сколково в рамках Международного форума по развитию беспилотных систем. Участие в ней принял ректор Московского авиационного института, член бюро Союза машиностроителей России, академик РАН Михаил Погосян, представивший комплексный анализ текущей ситуации и перспективных решений.
Только комплексный подход
В мероприятии приняли участие спецпредставитель президента России по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков, ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин, ректор "Университета 2035" Дмитрий Кайсин, ректор Российского университета транспорта Александр Климов и другие. Модератором дискуссии выступил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
Согласно утвержденной Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года, кадровый вопрос признан системообразующим фактором. Михаил Погосян акцентировал внимание на том, что сегодня отрасль сталкивается с серьезными вызовами. Необходимо одновременно закрывать текущий кадровый дефицит, прогнозировать будущие потребности и создавать образовательные стандарты под технологии, которые только появляются, но уже пользуются высоким спросом.
Среди ключевых проблем участники выделили нормативно-правовую рассогласованность. Особую остроту приобретает отсутствие, в частности, законодательно закрепленного статуса для критически важных профессий, таких как, например, оператор беспилотников весом более 30 килограммов. Еще одной значимой проблемой является то, что динамика технологического развития существенно опережает скорость обновления образовательных программ. Это создает разрыв между академическими знаниями и практическими требованиями работодателей.
Московский авиационный институт уже предпринимает конкретные шаги для решения этих проблем. Университет реализует пилотные образовательные программы, включая подготовку внешних пилотов для беспилотных воздушных судов тяжелого класса в Авиационном учебном центре (АУЦ) МАИ. Особое внимание уделяется разработке модулей по экономике беспилотных технологий и созданию междисциплинарных курсов совместно с промышленными партнерами.
- Мы считаем, что основная задача университета - готовить комплексных инженеров, которые понимают весь жизненный цикл изделия. Продуктом сегодня является именно жизненный цикл изделия, а не отдельно производство самого БЛА или создание какой-то наземной инфраструктуры, или акцент на создание системы подготовки кадров. Должна проводиться комплексная работа, - отметил ректор МАИ Михаил Погосян.
Он добавил, что одним из важнейших направлений работы становятся практико-ориентированные форматы обучения будущих специалистов. МАИ в связи с этим активно развивает корпоративные кафедры с ведущими предприятиями отрасли, организует регулярные хакатоны и инженерные соревнования, а также обеспечивает студентам возможность прохождения стажировок на производственных площадках.
- Гибкость системы образования заключается не только в классических, базовых дисциплинах, но и в системе модульного образования, и мы в этом направлении активно работаем. В прошлом году, например, подготовили более 500 человек - специалистов сферы БАС, но я считаю, что потребность гораздо более широкая в этом направлении, - отметил академик РАН.
Среди перспективных направлений, требующих активного развития, была выделена и необходимость создания единого отраслевого стандарта квалификаций. Особое значение при этом приобретает развитие системы непрерывного образования, включая короткие программы переподготовки. Важной инициативой могло бы стать, в частности, формирование федерального реестра образовательных программ по БАС.
Ректор Московского авиационного института отметил, что несмотря на серьезные вызовы в сфере БАС и огромную работу, которую предстоит проделать, у России есть уникальное окно возможностей для формирования одной из самых эффективных в мире систем подготовки кадров для указанной сферы. Ключевым фактором успеха при этом может стать способность образовательных организаций работать в логике опережающего развития, оперативно реагируя на любые изменения в технологической сфере.
- Я убежден, что университеты должны быть активными участниками формирования прогнозов развития рынка и технологий. Ни одно министерство не сможет сделать это в одиночку. Это требует тесного взаимодействия образования, индустрии и регуляторов. Только так мы сможем создать действительно эффективную систему подготовки кадров для стремительно развивающейся отрасли БАС, - подытожил Михаил Погосян.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 8, 2025
15 прямых авиарейсов в неделю обеспечивают устойчивый пассажиропоток между Россией и Индией
Декабрь 8, 2025
В аэропорту Томска "Богашево" завершена реконструкция аэродромной инфраструктуры
Декабрь 8, 2025
Сотрудники аэропорта Внуково возложили цветы в память о начале контрнаступления под Москвой
Декабрь 8, 2025
"Победа" открыла продажи на рейсы летнего расписания полетов