РБК
7 мая 2025, 11:45
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Минпромторг ищет подрядчика на выполнение научно-исследовательской работы по созданию перспективных магистральных и региональных самолетов. Задача — улучшение характеристик существующих судов и стимулирование появления новых
Текущая указанная цена контракта - 13,44 млрд руб. Из общей суммы на расходные материалы приходится 12,59 млрд руб., на фонд оплаты труда - 286,6 млн руб, исходя из "стоимости рабочего времени специалистов" от 87,3 тыс. руб. до 94,4 тыс. руб. в месяц. Если цена закупки не будет снижена, организация - победитель тендера получит 40 млн руб. прибыли по итогам исполнения контракта. Подвести итоги тендера планируется 16 мая.
Что известно про проект
"Интеграл" - комплексное продолжение научно-исследовательских работ "Интеграл-МС", "Интеграл-РС" и "Интеграл-Т", проводившихся по заказу Минпрома в 2022-2024 годах, говорится в документах закупки. На "Интеграл-МС" министерство выделило 2,6 млрд руб., на "Интеграл-РС" - 3,5 млрд руб., на "Интеграл-Т" - 2,9 млрд руб., следует из тендеров, размещенных ведомством на ЕИС "Закупки" в 2022 году. Все три тендера тогда выиграло ФГБУ "Научно-исследовательский центр "Институт имени Жуковского".
В июле 2023 года Андрей Дутов, гендиректор "Института имени Жуковского", на пленарном заседании Евразийского аэрокосмического конгресса рассказывал о перспективных проектах организации. В частности, он представил широкофюзеляжный самолет под рабочим названием "Магистраль-интеграл". В презентации Дутова говорилось, что лайнер с большими внутренними объемами будет оснащен перспективными двигателями ПД-24, сможет развивать крейсерскую скорость до 870 км/ч, перевозить до 260 пассажиров, дальность полета составит 10 000 км.
Другой проект, представленный тогда Дутовым, - региональный самолет под рабочим названием "Регион-интеграл" на 40 пассажиров с максимальной взлетной массой 15 т, крейсерской скоростью 700 км/ч, максимальной дальностью полета 2500 км. Предполагалось, что он будет оснащен гибридной силовой установкой из двигателя ВК-2500 и распределенной электрической силовой установкой на водородных топливных элементах, на крыльях будут стоять шесть электрических импеллерных двигателей, которые будут обдувать крылья для увеличения подъемной силы.
РБК направил запросы в Минпромторг и Институт имени Жуковского.
В описании объекта закупки говорится, что по итогам работы над "Интеграл-МС" сформирован облик перспективного магистрального самолета, разработан вариант его аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы, изготовлены макетные образцы и стенд прочности для испытаний демонстратора интегральной конструкции. Предполагается, что у перспективного самолета будет овальный фюзеляж, среднерасположенное крыло с "интегральным наплывом" (как пояснил источник РБК в авиапроме, такое крыло делается из композитного материала с элементами титана, дюралюминия и других материалов), благодаря чему будет снижен расход топлива. В этом воздушном судне планируется использовать бионические, прокомпозитные и металлокомпозитные конструкции.
В рамках НИР "Интеграл-РС" разработаны облики перспективных региональных самолетов с энергетическим управлением обтеканием и распределенной силовой установкой, что должно позволить снизить расход топлива и снизить вредные выбросы. Также созданы демонстраторы технологий, проведены их экспериментальные исследования.
НИР "Интеграл-Т" позволила провести исследования в части повышения безопасности полетов через снижение нагрузки на пилота и развитие интеллектуальных функций перспективного комплекса бортового оборудования.
Новая НИР "Интеграл" призвана сформировать научно-технический задел для улучшения характеристик существующих российских магистральных воздушных судов и создания перспективного магистрального самолета с повышенной пассажировместимостью и дальностью полета. Другое направление - снижение массогабаритных характеристик региональных самолетов, сокращение необходимой для взлета и посадки длины взлетно-посадочной полосы, эмиссии CO2 и эксплуатационных расходов. Еще одно направление работ - развитие технологий самолетных систем электроснабжения нового поколения, а также электрических и гибридных силовых установок, в том числе гибридных газотурбинных двигателей и применения водородных топливных элементов.
По итогам работы должен быть сформирован "опережающий научно-технический задел по широкому спектру технологических направлений", который послужит основой для дальнейшего развития линейки российских магистральных и региональных самолетов, говорится в описании объекта закупки. "Обеспечение возможности создания в России нового поколения конкурентоспособной гражданской авиационной техники и достижения национальной цели "Технологическое лидерство" в части решения задачи по обеспечению технологической независимости и формированию новых рынков транспортной мобильности требует продолжения поиска инновационных консолидированных подходов к разработке магистральных и региональных самолетов, их силовых установок и комплекса бортового оборудования", - говорится в документе.
Что такое "Технологическое лидерство"
"Технологическое лидерство" - национальная цель по обретению технологической независимости от иностранных производителей. В нее входят нацпроекты:
- Новые материалы и химия;
- Средства производства и автоматизации;
- Новые атомные и энергетические технологии;
- Промышленное обеспечение транспортной мобильности;
- Беспилотные авиационные системы;
- Технологическое обеспечение продовольственной безопасности;
- Новые технологии сбережения здоровья;
- Развитие многоспутниковой орбитальной группировки.
Какие перспективы у разработки
В "Ростехе" (контролирует Объединенную авиастроительную корпорацию, единственного в России производителя магистральных самолетов, и Объединенную двигателестроительную корпорацию, специализирующуюся на авиадвигателях) сказали РБК, что НИР "Интеграл" - это работа на дальнюю перспективу, ее тематика относится к профильным научным институтам. "Безусловно, по окончании работ будем смотреть, какие выводы коллег из науки мы сможем использовать в промышленности для будущих авиационных проектов", - добавил представитель госкорпорации.
Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что перспективные разработки необходимо финансировать, несмотря на то что они могут не дать сиюминутного результата. "От идеи до серийного производства может пройти 10-15 лет, но какие-то разработки могут применены гораздо раньше", - отмечает эксперт. Он отметил, что первый полет на криогенном топливе был совершен в СССР - в 1988 году такой перелет совершил Ту-155, оснащенный силовой установкой на жидком водороде. "Технически такой двигатель можно сделать, он очень экологичен, так как выделяет не CO2, а водяной пар. Но он дорог и сложен в эксплуатации", - добавил Борисов.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 16, 2025
От БАС до двигателей: МАИ демонстрирует свои разработки на HeliRussia-2025
Май 16, 2025
China Eastern Airlines отмечает 20-летие рейса "Шанхай - Москва - Шанхай"
Май 16, 2025
Передовая инженерная школа СПбПУ подвела итоги за 2, 5 года работы
Май 16, 2025
31 мая в Москве пройдет Турнир спортивных бортпроводников России 2025 в рамках Форума ГТО