О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На смену Ан-24 идет Ил-114: Региональные самолеты полетят на российских двигателях

В Санкт-Петербурге завершены испытания авиамоторов, которые будут установлены на новых российских лайнерах

Отказались от титана

В следующем году на новый уровень перейдет работа над отечественными самолетами для региональной авиации.

Испытания 64-местного Ил-114-300, который должен прийти на смену ветерану Ан-24, застопорились после катастрофы похожего самолета. 17 августа 2021 г. во время испытательного полета в небе над подмосковной Кубинкой разбился военно-транспортный Ил-112В.

По итогам была проведена серьезная работа по повышению безопасности различных систем самолета. В частности больше года на санкт-петербургском предприятии "ОДК-Климов" работали над повышением безопасности и улучшением характеристик двигателей семейства ТВ7-117. И вот работы завершены.

- Вместо нескольких десятков титановых деталей поставили хром-никелиевые и стальные, - рассказал "КП" генеральный конструктор "ОДК-Климов" Всеволод Елисеев. - Мы это сделали по всему парку - вертолетному и самолетному, включая те двигатели, которые уже были выпущены.

Силовая установка стала на 4 кг тяжелее. Но по отношению к общему весу самолета или вертолета это капля в море.

Испытание огнем

Также была доработана масляная и дренажная системы - чтобы, если и возникнет огонь, то не было бы ни капли просочившегося масла или топлива, которые дали бы ему возможность разгореться.

- Мы провели более 40 огневых испытаний на самолетных и вертолетных двигателях, - продолжает конструктор. - Все элементы доказали свою огнестойкость. Не припомню, кто и когда проводил бы такой большой объем испытаний.

Говоря о развитии отечественной авиации, принято с ноткой сочувствия отмечать отсутствие у нас таких авиадвигателей, как у западных стран. Мол, если и вытягиваем равную или более высокую мощность, то проигрываем в экономичности.

Но у моторов "Климова", которые используются для "воздушных извозчиков" регионального масштаба, с экономичностью все в порядке, заверили на предприятии. Расход топлива на самолетных и вертолетных модификациях ТВ7-117 - 200 гр/л.с. час.

- Это даже среди зарубежных аналогов один из самых неплохих показателей, - подчеркивает Всеволод Елисеев.

По его словам, удалось решить и вопросы импортозамещения: все детали "климовских" двигателей - отечественные.

Двигатели планируется устанавливать не только на Ил-114-300 (модификация ТВ7-117СТ-01), но и на самолеты для местных авиалиний "Ладога" (ТВ7-117СТ-02) вместительностью до 44 пассажиров - их выпуск начнется через несколько лет. Обе машины будут работать в региональных аэропортах, в условиях крайнего Севера, на не самых качественных взлетных полосах. Поэтому так важно сделать моторы для них максимально неприхотливыми и выносливыми.

- Наш двигатель может работать на высотах до 7,5 км и при температурах от -45 до +50, имеет стойкость к обледенению, попаданию посторонних предметов, льда, крупной птицы, - перечисляет Елисеев. - Предусмотрена и уникальная функция - чрезвычайный режим, при котором на некоторое время можно повышать мощность двигателя на 40% относительно обычного взлетного - такой режим используется, в основном, при отказе соседнего двигателя.

По словам генерального, четыре авиадвигателя уже отправлены в Луховицы на авиазавод им. Воронина, где должны будут проводиться испытания российского "региональника", и планируется отправить в этом году два двигателя для "Ладоги".

Тонна брони и воздушные электромобили

По отдельному плану проводили и доработку вертолетных двигателей ТВ7-117В - ведь "ОДК-Климов" известен прежде всего как основной разработчик вертолетных газотурбинных моторов.

В результате удалось увеличить взлетную массу вертолета МИ-38 (такой, кстати, но выполненный в VIP-комплектации, летом этого года Россия подарила президенту Зимбабве) и его транспортно-десантную модификацию МИ-38Т с 15,6 тонн до 16,5 тонн.

- Это позволит установить на машину дополнительную броневую защиту, брать больше вооружения, - пояснил Елисеев. - А если говорить о гражданском варианте, то такие возможности пригодятся для санитарной авиации - можно будет разместить дополнительное медицинское оборудование.

Одним из наиболее знаковых событий последнего времени на заводе считают то, что удалось полностью локализовать производство самого востребованного вертолетного двигателя ВК-2500 - в кооперации участвует свыше 20 российских предприятий. 117-й движок, к слову, тоже полностью российский, отметил Елисеев, даже электроника.

Есть в Питере и совершенно новые разработки. Например, двигатель ВК-650В заменит французский Arrius 2G1 на легких вертолетах Ка-226, и американский PW-207К на вертолетах "Ансат" - эта машина разработана на Казанском вертолетном заводе. Еще одна новинка - ВК-1600В для многоцелевых винтокрылых машин Ка-62. На них он заменит французскую силовую установку Ardiden 3G.

- Сейчас эти образцы проходят сертификационные испытания, и мы планируем уже в следующем году начать их летные испытания, - уточнил Елисеев.

А на более далекую перспективу разрабатываются воздушные электромобили. Не только же по земле им бегать. В "ОДК-Климов" ведутся концептуальные разработки вертолетного электродвигателя.

- Но к практическому применению ближе гибридные установки, когда используется и электродвигатель, и газотурбинный, работающий на авиационном топливе, - говорит Всеволод Елисеев. - Использование электроэнергии дает сокращение вредных выбросов, экономию топлива и более свободную архитектуру летательного аппарата из-за отсутствия трансмиссии. Но если использовать только электрическую тягу, то масса батарей окажется значительно выше, чем масса топлива, которое даст ту же мощность. Поэтому считаю, что будущее за гибридной конструкцией.

Автор: Владимир Перекрест
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка