Ульяновская правда
7 ноября 2025, 07:41
Небесный богатырь. Как "Руслан" из Ульяновска мир покорил
В том же году о транспортном гиганте узнал и весь мир: "Руслан" дебютировал на авиасалоне во французском Ле-Бурже.
"Народная" предлагает вспомнить хронику создания самолета, навсегда изменившего представления о возможностях транспортной авиации.
Парит над конкурентами
Появление "Руслана" часто связывают с результатом ожесточенной конкуренции между СССР и США в сфере военно-транспортной авиации. В конце 60-х годов обе сверхдержавы стремились создать самолет, способный транспортировать грузы массой около 100 тонн. Ключевым требованием была также возможность приземления на грунтовые взлетно-посадочные полосы - характеристика, критически важная для военных операций в условиях ограниченной инфраструктуры.
Разработка проекта началась в конструкторском бюро Олега Антонова, когда стало очевидно, что предшественник Ан-22 "Антей" уступает американскому C-5A Galaxy.
Создавали самолеты на двух предприятиях: "Антонове" в Киеве и на АПК имени Устинова в Ульяновске. Перед советскими конструкторами поставили амбициозную задачу - создать самолет, который превзойдет западного конкурента по всем ключевым параметрам. Концепция четырехмоторного гиганта окончательно оформилась к 1973 году, когда был создан полноразмерный макет будущего воздушного титана. Масштаб проекта потребовал беспрецедентной мобилизации ресурсов и кооперации десятков предприятий.
За каждым элементом конструкции стоял колоссальный интеллектуальный труд лучших инженерных умов страны. Производственная кооперация охватила всю территорию Советского Союза: двигатели Д-18Т производились в Запорожье, сложнейшие опоры шасси - в Куйбышеве (ныне Самара), передовая авионика - в Ленинграде (Санкт-Петербург), а крупногабаритные элементы планера - в Ташкенте.
Не Тарас, а Руслан
Революционная архитектура "Руслана" вобрала в себя самые передовые технические решения своего времени. В отличие от большинства тяжелых транспортников с традиционной Т-образной схемой хвостового оперения, Ан-124 получил интегрированное в фюзеляж горизонтальное оперение, обеспечивающее оптимальные аэродинамические характеристики при сохранении великолепной управляемости на всех режимах полета.
Особым предметом гордости стала уникальная двухлюковая система погрузки-выгрузки. Традиционный хвостовой люк был дополнен носовым отсеком с подъемной секцией, что обеспечило возможность сквозного движения техники через грузовой отсек. Гениальное решение с "приседающим" шасси существенно уменьшило угол наклона рампы и снизило нагрузку на аэродромные покрытия.
Работы по сборке самолета в Ульяновске были организованы круглосуточно: в первую и вторую смену работали специалисты цеха окончательной сборки, а в третью - летно-испытательной станции. На завод были направлены профессионалы авиастроения из Куйбышева, Казани, Ташкента, Саратова, Смоленска, Горького (Нижний Новгород), Комсомольска-на-Амуре, Арсеньева…
К слову, немало времени было посвящено не только созданию инновационных конструкторских решений, но и поиску подходящего имени, способного отра-зить масштаб транспортного гиганта. Рассматривали минимум шесть вариантов, первоначально тяготея к античной мифологии. Стремление найти созвучие с национальным эпосом породило неожиданные предложения, например "Тарас Бульба". Однако окончательный выбор пал на лаконичное имя былинного пушкинского богатыря, отрубившего бороду Черномору. Это имя идеально воплотило суть машины: мощь, надежность и характерно русский размах. Кстати, есть и еще одна версия происхождения названия. Многие говорили о том, что Антонов зашифровал в названии "Руслан" аббревиатуру из слов "Русский лайнер Антонова"…
Новая глава летной саги
Несмотря на успешность самолета, над его дальнейшей судьбой нависла угроза. Советский Союз был близок к развалу, и встал вопрос о полной приостановке производства. Именно в это время в Ульяновске в целях спасения авиазавода через его загрузку заказами широко обсуждалась идея создания авиакомпании - нового покупателя Ан-124. 22 августа 1990 года исполком Ульяновского городского совета народных депутатов решением № 677 регистрирует АО "Волга-Днепр" как самое первое по счету акционерное общество в Ульяновске.
- Меня в авиакомпанию пригласили друзья. Время было замечательное, всем было чуть за 30. Любая задача казалась легкой для молодых сотрудников, никто не искал причин, чтобы не выполнить. Каждый старался привнести какое-то свое слово в работу компании, - вспоминает директор по управлению поддержанием летной годности авиакомпании "Волга-Днепр" Сергей Дьячков.
АО "Волга-Днепр" заказало на ульяновском авиазаводе десять Ан-124, и это продлило жизнь прог-рамме производства этих уникальных самолетов почти на 15 лет! Так в истории "Руслана" появилась новая глава. Из военного транспортника самолет переквалифицировался в гражданскую машину. Ключевым достижением стала гражданская сертификация Ан-124 в 1992 году. Инициированная АО "Волга-Днепр" под руководством Алексея Исайкина межгосударственная работа была завершена в рекордные три месяца. Адаптированная к гражданским стандартам модификация получила индекс Ан-124-100.
Уникальные рейсы для уникального самолета
Говоря о "Руслане", нельзя не вспомнить самые яркие и поражающие масштабами рейсы самолета-гиганта. Так, в 1985 году из Владивостока в якутский поселок Удачный были доставлены компоненты
154-тонного карьерного самосвала. За два дня была выполнена работа, которая при наземной транспортировке заняла бы несколько месяцев.
В декабре 1990 года "Руслан" попал в Книгу рекордов Гиннесса, завершив кругосветный перелет через оба полюса. Рейс продолжался 72 часа 16 минут - более 50 000 километров!
Весной 1993 года для ралли Лондон - Сидней два Ан-124 перевезли 107 автомобилей 40 различных марок, используя инновационную двухуровневую систему размещения груза, разработанную специалистами компании "Волга-Днепр".
Неоднократно самолет перевозил и "звездные" грузы. Так три Ан-124-100 обеспечили мировое турне Майкла Джексона, доставив в Москву 310 тонн сценического оборудования. Позже для съемок "Звездных войн" "Руслан" доставил 100 тонн реквизита из Лондона в Тунис.
Вне времени и конкуренции
За всю историю производства с 1980-х годов было выпущено 56 самолетов Ан-124, две трети из которых изготовили специалисты ульяновского авиазавода. Серийное производство "Русланов" было прекращено в 2004 году, после чего предприятие "Авиастар-СП" сосредоточилось на сервисном обслуживании и модернизации существующего парка воздушных гигантов.
Сегодня, несмотря на солидный возраст, "Русланы" продолжают оставаться незаменимыми участниками самых сложных логистических операций в глобальном масштабе. Техническое состояние этих воздушных титанов позволяет прогнозировать еще минимум два десятилетия активной эксплуатации, в течение которых они будут удерживать титул самых грузоподъемных серийных транспортных самолетов в мире. Тот случай, когда без какой-либо иронии можно с гордостью произнести: "Аналогов нет".
Отрадно, что спустя десятилетия стальной богатырь, подобно своему литературному прототипу, продолжает бороздить небесные просторы. Будто былинный дух русского богатыря вселился в стальные формы авиалайнера, сделав его не просто транспортным средством, но и символом национальной технической мысли, неподвластным времени и превратностям судьбы. "Руслан" не стареет и остается верным своему предназначению. И в этом немалая заслуга ульяновцев, для которых самолет стал не просто чудом техники, а частью жизни.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ульяновская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2025
Кириенко счел, что туризм в Абхазии должен быть круглогодичным
Декабрь 4, 2025
Рейс Москва - Пхукет после возвращения в Домодедово перенесли на 5 декабря
Декабрь 4, 2025
Прокуратура начала проверку после аварийной посадки самолета в Домодедове
Декабрь 4, 2025
Самолет Москва - Пхукет вернулся в Домодедово из-за изменения работы двигателя