Росавиация
24 октября 2025, 02:43
Общественный совет при Росавиации оценил перспективные планы отечественного авиастроения
Участие в обсуждении приняли замминистра транспорта Владимир Потешкин, замминистра промышленности и торговли Геннадий Абраменков, председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая, а также представители предприятий авиационной промышленности и эксплуатантов воздушных судов.
Открывая заседание, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров отметил, что российское авиастроение в последние годы сталкивается с серьезными вызовами и занимается выводом на рынок отечественных воздушных судов разной размерности и назначения в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран:
"Поскольку Росавиация занимается сертификацией воздушных судов, мы понимаем, насколько непросто в текущих реалиях реализовать тот или иной проект. В отличие от крупнейших мировых авиастроительных компаний, перед российским авиапромом стоит задача выполнить весь комплекс работ самостоятельно, опираясь только на внутренние возможности, причем сделать это в весьма сжатые сроки. Несмотря на объективные сложности, вижу, что совместные усилия Минтранса, Минпромторга, Росавиации, заводов-изготовителей и предприятий кооперации дают нужный результат и в обозримом будущем на рынок выйдет целая линейка импортозамещенных воздушных судов".
Подробнее о проводимой работе рассказал заместитель руководителя Росавиации Сергей Страмоус. К 2030 году президент России поставил задачу обеспечить долю отечественных самолетов в парке авиакомпаний не менее 50% - это необходимо в том числе для увеличения авиационной подвижности населения в полтора раза к уровню 2023 года. Для решения этой задачи Росавиация уделяет особое внимание процессу сертификации новых моделей воздушных судов, ключевой приоритет - самолеты и вертолеты должны быть безопасными.
Ключевые проекты:
- Импортозамещенный самолет МС-21. Объединенная авиастроительная корпорация рассчитывает завершить сертификационные испытания в 2026 году, после чего стартуют поставки этих лайнеров в авиакомпании.
- Импортозамещенный самолет SJ-100. Поставки должны начаться в 2026 году.
- Самолет Ил-114-300. Передача первых машин в коммерческую эксплуатацию намечена на 2026 год.
- Самолет Ту-214. Продолжается серийное производство машин. Стоит задача увеличить темпы выпуска самолетов и начать поставлять в авиакомпании уже полностью импортозамещенную версию.
- ЛМС-901 "Байкал". Сертификация ожидается к декабрю 2026 года. Самолет уже планируют задействовать при выполнении лесоавиационных работ в Красноярском крае: Уральский завод гражданской авиации (УЗГА; разработчик машины) и альянс "Аэрохимфлот" заключили контракт на 50 воздушных судов. Первоначальное использование "Байкалов" для авиаработ позволит выявить эксплуатационные особенности машины без рисков для пассажиров и усовершенствовать конструкцию.
- ТВРС-44 "Ладога". Начало испытаний запланировано на IV квартал 2026 года. Сертификация ожидается в 2029 году.
- ЛМС-192 "Освей". Сертификация запланирована на 2027-2029 гг.
Ход работ по новым типам российских самолетов и вертолетов регулярно оценивается в Координационном центре правительства России, на заседаниях штаба по сертификации авиационной техники в рамках спецпроекта "Гражданская авиация", отметил Дмитрий Ядров. Цель работы штаба - выработка корректирующих решений в сфере сертификации для реализации программы обновления парка воздушных судов гражданской авиации России. Прошло уже более десяти заседаний штаба. Так, в минувшем сентябре обсудили ход сертификации двигателя ПД-8 и регионального самолета Ил-114-300.
О чем спрашивали члены Общественного совета
Мирослав Бойчук, президент Профсоюза летного состава России:
поинтересовался применением нового механизма финансирования авиастроения из фонда национального благосостояния (ФНБ) и количеством твердых контрактов, заключенных авиакомпаниями на получение новых самолетов и вертолетов.
Геннадий Абраменков, заместитель министра промышленности и торговли:
"Новый механизм финансирования уже использовали при заказе первой серии воздушных судов, обеспечив тем самым довольно льготный процент и сделав воздушные суда более доступными для авиакомпаний. По твердым контрактам (с лизинговыми компаниями) в первой партии: 42 SSJ, 18 МС-21, 12 Ту-214, отдельно законтрактованы 5 ЛМС-901 "Байкал".
Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:
обратил внимание на вертолетную составляющую отечественного парка воздушных судов и важность софинансирования местных перевозок.
Геннадий Абраменков, заместитель министра промышленности и торговли:
"Промышленных мощностей отечественного вертолетостроения хватает для удовлетворения всех потребностей гражданских эксплуатантов. Кроме того, действует льготная программа, которая позволяет лизинговым компаниям более выгодно приобретать воздушные суда".
Владимир Потешкин, заместитель министра транспорта:
"Со стороны Минтранса подготовлены все необходимые правовые нормы для возможности использования федерального субсидирования на местных воздушных линиях. Пока о такой потребности открыто заявили только четыре субъекта федерации. Необходима активная вовлеченность и других регионов - готовы дополнительно проработать с ними этот вопрос".
Каюм Галиуллин, глава альянса "Аэрохимфлот":
отметил важность применения ЛМС-901 "Байкал" в авиационных работах и выступил с предложением посетить делегации Общественного совета при Росавиации завод по производству воздушного судна.
Владимир Потешкин, заместитель министра транспорта:
"Поддерживаем позицию "Аэрохимфлота" по использованию ЛМС-901 "Байкал". Прежде, чем выйти на перевозку пассажиров, желательно, чтобы машины налетали 100 тысяч безаварийных часов. Когда этот объем будет выполнен и самолет будет готов к эксплуатации на пассажирских линиях, уверен, найдутся авиакомпании, которые приобретут эти воздушные суда для перевозок пассажиров".
Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации:
попросил уточнить требования промышленности к аэродромам с учетом эксплуатации новых типов воздушных судов.
Геннадий Абраменков, заместитель министра промышленности и торговли:
"Новых требований к аэродромной сети и оборудованию аэродромов не предъявляем. Еще на этапе формирования технического задания на наши воздушные суда мы получили исчерпывающий объем требований от Минтранса и Росавиации. Доводим технику до полного соответствия им".
"Перед авиастроением и воздушным транспортом стоят амбициозные цели и нет сомнений, что новый парк современных отечественных воздушных судов в России появится, и задача, поставленная президентом, будет выполнена. Спрос на авиаперевозки достаточно высокий, россияне любят пользоваться воздушным транспортом, поэтому отечественный флот окажется востребованным. Вместе продолжим информировать общественность как о развитии самолето- и вертолетостроения, так и гражданской авиации нашей страны", - подытожила итоги заседания председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая.
Авторские права на данный материал принадлежат «Росавиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
ОДК повысит эффективность внешнеэкономической деятельности совместно с ВТБ