Госкорпорация Ростех
29 июля 2024, 17:02
ОКБ Сухого: пять поколений в небе
Сегодня ОКБ Сухого − лидер среди разработчиков боевых авиакомплексов. Современная фронтовая оперативно-тактическая авиация ВКС РФ практически полностью состоит из самолетов ОКБ Сухого. Ко дню рождения ОКБ рассказываем о лучших самолетах фирмы.
Первое поколение: дебют "Су"
В 1935 году коллектив Павла Осиповича Сухого в ЦАГИ начинает разработку в рамках конкурса на создание бомбардировщика под условным названием "Иванов". Результатом работы стал первый самолет с инициалами конструктора − многоцелевой легкий бомбардировщик Су-2 (первоначально ББ-1), поднявшийся в небо в 1937 году. Именно для его доработки и запуска в серийное производство в 1939 году при заводе №135 создается новое КБ, которое возглавляет Сухой. Су-2 производился с 1940 по 1942 годы, всего было построено около 900 машин.
Су-2 предоставил военным летчикам невиданный в те годы комфорт: просторная и теплая кабина, хороший обзор для летчика и штурмана, возможность управления из кабины штурмана. Первые "Су" активно использовались в Великой Отечественной войне, защищали небо Сталинграда, выполняли функции бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Также с их помощью сбрасывали листовки о положении армии захватчиков, даря надежду на скорое освобождение жителям оккупированных территорий.
Второе поколение: реактивные истребители
В 1949 году находившееся на подъеме ОКБ Сухого было распущено. Второе рождение бюро состоялось в 1953 году и совпало с началом сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения. Руководство страны поручило ОКБ создание двух типов истребителей: фронтового и перехватчика. Конструкторы разработали два варианта: с треугольным крылом (Т-3) и стреловидным крылом (С-1).
Су-7 со стреловидным крылом, способный превышать скорость звука в два раза, использовал двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки. В результате работ был также создан истребитель с треугольным крылом, в серии − Су-9, оснащенный одной из первых отечественных РЛС. Самолеты Су-7 и Су-9 служили на протяжении десятилетий и стали основой для множества модификаций.
Третье поколение: Су-24 для любых условий
Су-24, фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в 1975 году, стал ярким представителем третьего поколения. Он был первым советским ударным самолетом тактической авиации, готовым выполнять задачи в любых условиях днем и ночью. Модификации Су-24 до сих пор используются ВКС России.
Мощный двухдвигательный сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец был оснащен передовой прицельно-навигационной системой "Пума" с бортовой цифровой вычислительной машиной и различными средствами поражения, как управляемыми, так и неуправляемыми.
В 1983 году встал на вооружение модернизированный Су-24М, активно использовавшийся в военных операциях, включая Сирию, и применяемый сегодня в зоне СВО.
Четвертое поколение: сверхманевренный Су-27
Истребитель Су-27, впервые поднявшийся в воздух в 1977 году, считается одним из лучших боевых самолетов российской авиации. На вооружение он был принят в 1990 году и к этому времени уже стал рекордсменом. Например, в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые продемонстрировал на Су-27 знаменитую фигуру "кобра", а с 1991 года на этих истребителях выступала пилотажная группа "Русские витязи".
Своей высокой маневренностью и другими уникальными летными характеристиками Су-27 обязан новой электродистанционной системе управления и двигателям АЛ-31Ф. Эти двигатели считаются одними из лучших в мировой фронтовой авиации и устанавливаются также на модификации Су-27.
Поколение "4+": преемники Су-27
С середины 1980-х годов было выпущено около 1500 самолетов Су-27 и его модификаций. Благодаря новым двигателям с управляемым вектором тяги и новым системам управления эти самолеты относят к поколению "4+".
Су-30МКИ был разработан для ВВС Индии в 1990-е годы, а на его основе были созданы истребители для других стран и российский Су-30СМ, в настоящий момент активно поставляющийся в Вооруженные силы РФ.
Самыми молодыми наследниками Су-27 являются многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34, практически соответствующие требованиям пятого поколения.
Пятое поколение: новейший Су-57
Пятое поколение истребителей отличается стелс-технологиями, крейсерской сверхзвуковой скоростью и улучшенной авионикой. Истребитель пятого поколения Су-57 – самая современная крылатая машина российской армии. Первый полет перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) состоялся 29 января 2010 года.
Су-57 оснащается новой радиолокационной станцией с АФАР и интегрированной авионикой. Он обладает сверхманевренностью, малозаметен, может уничтожать воздушные и наземные цели, обнаруживать противника на больших расстояниях, действовать в условиях сетецентрической войны. Истребитель выпускается серийно и применяется в зоне СВО. Су-57 проходит испытания с двигателем второго этапа. В ближайшее время планируются поставки самолетов уже с новыми двигателями.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников
