ГосНИИАС
23 июля 2025, 12:57
Оптические технологии в авиации: результаты исследований в области бортовой фотоники
ГосНИИАС* проводит исследования, ориентированные на создание и внедрение инновационных решений в авиации, направленных на повышение надежности и эффективности бортового оборудования. Ученые института в кооперации со специалистами авиационной и смежных отраслей промышленности работают над решением вопросов создания новых технических решений на базе волоконной оптики для перспективных воздушных судов (далее - ВС).
Доклад о результатах научных исследований в области бортовой фотоники был представлен на Форуме "Будущее фотоники", прошедшем впервые в 2025 году с целью формирования новых механизмов и решений, направленных на развитие отечественной электроники.
Ученые ГосНИИАС рассматривают возможность внедрения технологий создания фотонных интегральных схем (далее - ФИС) авиационного применения. В институте проводятся расчетные исследования, ориентированные на формирование технического облика бортовых ФИС, их проектирование и дальнейшую разработку.
Также учеными института создана методология построения бортовой распределенной информационной вычислительной среды (далее - БРИВС) на базе оптической сети со спектральным уплотнением каналов (wavelength division multiplexing, далее - WDM). В основу БРИВС положена разработанная бортовая детерминированная оптическая сеть реального времени, информационный обмен в которой организован в виде пакетов без коммутации каналов в соответствии с принципом распределенной общей памяти, что позволит в дальнейшем реализовать новые интеллектуальные функции в комплексах бортового оборудования. В рамках научного направления интеллектуализации авиационных систем в ГосНИИАС разрабатывается экспертная система подготовки и принятия решений, предполагаемая к интеграции с БРИВС.
По результатам исследований на моделях получено подтверждение эффективности применения WDM-технологии, позволяющее организовывать единовременную передачу до сотни различных типов данных по одному оптоволоконному проводу. Кроме того, в соответствии с исследованиями ученых ГосНИИАС, основными направлениями развития бортовой фотоники являются создание систем контроля ВС на базе оптических датчиков и радиолокационных систем на базе оптических компонентов. Преимуществами применения технологии fly-by-light в противовес уже распространенной fly-by-wire являются высокая пропускная способность, устойчивость к внешним воздействиям, а также меньшие размеры и вес.
Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114