Военное обозрение
13 сентября 2024, 09:33
Первая война дронов: предвестник грядущих войн
Первая мировая война - это артиллерия и пулеметы, Вторая мировая война - это танковые клинья и пикирующие бомбардировщики, авианосцы и стаи подводных лодок, а "Буря в пустыне", "Решительная сила", "Шок и трепет" - это сетецентрические боевые действия и высокоточное оружие.
Как будут характеризовать Российскую специальную военную операцию (СВО) на Украине?
Можно предположить, что однажды CBO назовут Первой войной дронов - все основания для этого имеются.
Ассиметричный ответ
Конечно, традиционные типы вооружений, такие как танки, боевые самолеты и вертолеты, ствольные артиллерийские системы и реактивные системы залпового огня, до сих пор играют ведущую роль, но впервые в истории войн и вооруженных конфликтов влияние дронов различного типа на ход боевых действий оказалось столь значительным.
Многообразие видов дронов, которые уже созданы и применяются в зоне СВО, просто поражает - это беспилотные летательные аппараты (БПЛА) - разведчики, БПЛА-бомбардировщики, БПЛА-камикадзе малой дальности - FРV-дроны, БПЛА-камикадзе большой дальности, безэкипажные катера (БЭК) - камикадзе, дистанционно-управляемые турели, наземные роботизированные платформы и многое другое - а сколько их еще появится в ближайшем будущем?
Вряд ли здесь есть большое преувеличение - в условиях дефицита артиллерийских снарядов, крылатых ракет, боевых самолетов, танков и других основных типов вооружений, ВСУ сделали ставку на максимально широкое применение дронов всех типов - по прошествии нескольких лет можно сказать, что эта тактика вполне себя оправдала.
По сути, в ВСУ дроны получили распространение во всех видах вооруженных сил, с успехом решая задачи других, куда более дорогих и сложных образцов боевой техники. Можно предположить, что если все украинские дроны можно было бы вывести за скобки, то вооруженные силы Украины (ВСУ) уже давно утратили бы способность к организованному сопротивлению.
В будущем ведение ассиметричных боевых действий слабой стороной в формате избыточного применения дронов различного типа и назначения станет нормой, хотя и не без исключений.
С одной стороны, достаточно представить, на что будет похож вооруженный конфликт в Афганистане в текущих реалиях, и как сложно будет вести там боевые действия регулярным вооруженным силам.
С другой стороны, например, в ходе израильско-палестинского конфликта мы не видим такого масштабного применения дронов, как на Украине, а ведь они могли бы в корне изменить ход боевых действий в пользу слабейшей стороны.
Какие задачи дроны уже могут решать в видах вооруженных сил и какую боевую технику они при этом способны замещать?
Сухопутные войска
Разумеется, в первую очередь нельзя не вспомнить о вездесущих FPV-дронах. По сути, они стали дешевым аналогом противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК), причем, если использовать израильскую классификацию, то ПТРК четвертого поколения - с прямым управлением оператором.
А некоторые FРV-дроны и вовсе условно можно считать аналогом ПТРК пятого поколения - с возможностью передачи управления от одного оператора к другому, например, к таковым можно отнести БПЛА-камикадзе самолетного типа от КБ "Око" с их системой "Подхват".
Вначале FРV-дроны в основном использовались для уничтожения бронетехники и артиллерийских систем, затем ими все чаще стали поражать опорные пункты, а теперь FРV-дроны гоняются даже за отдельными бойцами. Так что отчасти FРV-дроны заменили не только ПТРК, но и артиллерию, пулеметы и снайперские винтовки.
Дистанционно-управляемые турели пока большого распространения не получили, хотя их разработка активно ведется. Судя по всему, в части поражения живой силы их вытеснили вышеупомянутые FРV-дроны. Однако дистанционно управляемые турели могут реабилитироваться как раз в качестве средства противодействия FРV-дронам, в частности, такую роботизированную турель, оснащенную гладкоствольным модулем вооружения, разрабатывает Фонд Лобаева.
В каком-то смысле такие турели могут стать аналогом ЗУ-23 "Шилка", предназначенным для работы по средствам воздушного нападения в своей весовой категории. Не исключено, что в дальнейшем роботизированные турели будут все более ориентировать именно для противодействия БПЛА различного типа, оснащая их соответствующими модулями вооружения.
Не получили пока распространения как носители вооружений и наземные роботизированные комплексы (РТК) - колесные и гусеничные платформы, несмотря на то, что до СВО это направление развивалось очень активно. Сейчас, не считая штурма в Бердычах, о применении боевых РТК на линии боевого соприкосновения (ЛБС) информации практически нет.
Вместе с тем роботизированные колесные и гусеничные платформы получают все большее распространение как средство снабжения и эвакуации раненых - это важнейшее направление, которое однозначно будет активно развиваться.
Еще роботизированные колесные и гусеничные платформы применяют для установки мин, кроме того, в ряде случаев их используют как платформы-камикадзе, то есть мина не сбрасывается/устанавливается, а подвозится к цели, после чего подрывается вместе с платформой.
Военно-морской флот
Здесь безальтернативным решением стали БЭК-камикадзе, причем весьма успешно, в чем нам пришлось убедиться на собственном печальном опыте. Некоторые эксперты считают, что успехи БЭК-камикадзе имеют временный характер, но по мере оснащения надводных кораблей противодроновыми турелями и иными средствами защиты, эффективность БЭК-камикадзе будет стремительно падать.
Проблема в том, что БЭК-камикадзе не просто дешевле, а чудовищно дешевле надводных боевых кораблей, особенно надводных боевых кораблей основных классов - разменяв даже сотню БЭК-камикадзе на один фрегат или эсминец, противник все равно останется в выигрыше, а отразить удар хотя бы полусотни БЭК-камикадзе ни один корабль не сможет даже теоретически.
Существующим БЭК-камикадзе как недостаток приписывают малую мореходность, однако, во-первых, способы решения этой проблемы есть, а во-вторых, у малых ракетных кораблей (МРК) мореходность тоже невелика, тем не менее в литоральной зоне они представляли серьезную угрозу для противника.
По сути, БЭК-камикадзе сейчас являются представителями "москитного флота" - эквивалентом МРК.
Кроме того, БЭК развиваются, превращаясь из камикадзе в носителей различных вооружений, например, противник уже испытывал модификации БЭК - носителей блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР), пулеметов, морских мин и ракет "воздух-воздух" малой дальности, доработанных для старта с поверхности.
Можно практически не сомневаться в создании гибридных решений, включавших БЭК-камикадзе и несколько размещенных на нем FРV-дронов, способных как атаковать противодроновые турели на надводных кораблях, так и поражать воздушные цели, например, охотящиеся на БЭК-камикадзе боевые вертолеты.
Что касается уязвимости БЭК-камикадзе, то и здесь есть пути развития, например, создание полупогруженных или даже подводных изделий, у которых на поверхности будет находиться только малогабаритная антенна спутниковой связи - обнаружить и уничтожить такие БЭК-камикадзе будет значительно сложнее.
Кстати, на Украине уже более года ведутся работы по созданию подводных модификаций БЭК-камикадзе.
Военно-воздушные силы
В условиях серьезнейшего дефицита боевой авиации у ВСУ ее роль на себя также взяли дроны. В первую очередь это рассмотренные выше FРV-дроны, которые во многом заменили на поле боя вертолеты и штурмовики огневой поддержки.
Как средство разведки БПЛА уже давно практически вытеснили пилотируемые самолеты с поля боя, они применяются для вскрытия местоположения объектов противника, корректировки артиллерийского огня, подсвета целей лазерным целеуказателем, оценки результатов нанесения удара.
Существуют разведывательные БПЛА самолетного, а также квадрокоптерного (октакоптерного, гексакоптерного) типа, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, характерно, что БПЛА чисто вертолетной компоновки наблюдаются достаточно мало, возможно, что это связано со сложностью механизма перекоса.
Крылатые ракеты дополнили, а во многом и заменили БПЛА-камикадзе большой дальности. Их меньшая скорость полета и большая вероятность уничтожения противником компенсируется дешевизной и количеством - потенциально БПЛА-камикадзе большой дальности можно производить сотнями тысяч, а то и миллионами в год.
Помимо модификаций с поршневыми двигателями, сейчас разрабатываются БПЛА-камикадзе большой дальности, оснащенные недорогими короткоресурсными турбореактивными двигателями (ТРД), а также пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (ПВРД). Реактивные БПЛА-камикадзе еще ближе по характеристикам к настоящим крылатым ракетам, при значительно меньшей стоимости.
Наиболее универсальным средством в зоне СВО стали БПЛА квадрокоптерного, октакоптерного и гексакоптерного типа, чаще всего выполненные на базе каких-либо модификаций БПЛА, предназначенных для выполнения аграрных работ или просто агродронов.
Изначально они выполнялись на базе двигателей внутреннего сгорания (ДВС), однако такие агродроны имели высокую шумность и заметность в тепловом диапазоне. В дальнейшем появились полностью электрические модификации агродронов. Боевые "агродроны" выполняют на поле боя функцию разведчиков-корректировщиков, бомбардировщиков, с их помощью осуществляется постановка мин и доставка грузов.
Фактически боевые "агродроны" заменили ВСУ армейскую авиацию - боевые и отчасти транспортные вертолеты, самолеты штурмовики.
Противовоздушная оборона
Относительно новое направление применения БПЛА - это противовоздушная оборона (ПВО).
В первую очередь БПЛА стали применяться для охоты на БПЛА противника - их поражение осуществлялось прямым соударением, то есть БПЛА-перехватчики используются как камикадзе, метанием сети или установкой на БПЛА какого-либо вооружения, например, автомата, пистолета-пулемета или дробовика.
Но этим дело не ограничилось, на сцене вновь появились FРV-дроны.
Вначале с помощью FРV-дронов стали сбивать разведывательные БПЛА и БПЛА-бомбардировщики - "агродроны". Позже в открытом доступе появилась информация об осуществлении ВСУ атак против российских вертолетов - пока таких случаев немного, но наверняка противник будет работать в этом направлении. Буквально на днях появилось видео уничтожения украинским FРV-дроном российского БПЛА-камикадзе типа "Ланцет".
Значительно больше в Сети видеороликов уничтожения с помощью FРV-дронов российских БПЛА-камикадзе большой дальности - в перспективе это может стать серьезной проблемой. В качестве меры противодействия, потенциально, может быть увеличена высота полета БПЛА-камикадзе большой дальности, тогда противнику придется тратить для их уничтожения дорогостоящие зенитные управляемые ракеты (3УР).
Для решения задач ПВО создаются специализированные БПЛА-камикадзе, обладающие скоростью полета до 400 километров в час.
Выводы
Война - действительно катализатор прогресса, хоть этот прогресс и дается дорогой ценой.
Если посмотреть какие-либо документальные или художественные произведения, снятые по вооруженным конфликтам недавнего прошлого, можно увидеть, насколько разительно они отличаются от того, что происходит сейчас на Украине - это просто небо и земля.
Зачастую, глядя на описание боевых действий, произошедших лет этак пять назад, понимаешь, насколько иначе они бы развивались в современных условиях.
Перенасыщение поля боя дронами различного назначения уже привело к значительному изменению тактики ведения боевых действий, а постепенно дроны будут оказывать все большее и большее влияние на стратегию ведения боевых действий в целом.
При этом отдельные эксперты и целые экспертные организации, частные и государственные структуры, до сих пор пребывают как будто в тумане, не замечая изменений, происходящих на поле боя и в области развития средств вооруженной борьбы, что приводит к появлению образцов вооружений и тактик их применения, изначально не соответствующих реалиям современной войны.
Необходим системный подход в создании дронов различного назначения и их применения на поле боя, с обязательным наличием оперативной обратной связи между разработчиками дронов и теми, кто будет осуществлять их применение на линии боевого соприкосновения.
Автор: Андрей Митрофанов
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 30, 2024
На пути к шестому поколению двигателей
Октябрь 3, 2024
Авиакомпания KLM сократит расходы и откажется от части инвестиций
Октябрь 3, 2024
До аэропорта "Туношна" пустят дополнительные автобусные рейсы
Октябрь 3, 2024
Авиакомпания "РусЛайн" открывает рейсы по новому направлению Ярославль - Москва (Внуково)