О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пирамида" исследований: в МАИ разработали ключ к совершенствованию самолетов из композитов

В Московском авиационном институте разработана комплексная методология проектирования, производства и эксплуатации композитных конструкций для отечественных самолетов, в частности МС-21 и SJ-100. Внедрение методики позволит ускорить и удешевить создание перспективных гражданских судов, а также повысить их надежность и долговечность. Работы велись в рамках проекта "Передовые инженерные школы".

В отличие от существующих подходов, часто приводящих к несоответствию между проходящими испытания образцами и реальными агрегатами, инновационная методика МАИ базируется на принципе "пирамиды" расчетно-экспериментальных исследований. Он основан на плавном переходе от микро- к макроуровню. Процесс испытаний начинается с детального изучения композитов на структурном уровне. Затем следует тестирование элементарных образцов, образцов с конструктивными укладками, конструктивно подобных образцов и агрегатов. Такой подход позволяет получать точные данные и предсказывать поведение материалов на ранних этапах проектирования, минимизируя риск дорогостоящих ошибок.

- Когда мы смотрим на композит под микроскопом, чтобы выявить следствия эксплуатационных и производственных дефектов, мы видим несовершенство структуры. Это позволяет предсказать характер разрушения и дальнейшее поведение материала, - объясняет участник проекта, инженер лаборатории №2 "Композиционные материалы" НИО-101 МАИ Сергей Ковтунов. - Помимо этого, мы стараемся более подробно разобрать уровни элементарных образцов. Для этих целей мы проводим испытания и в дальнейшем валидируем наши расчетные модели, учитывающие как внутрислойные, так и межслойные характеристики композитов.

В рамках комплексного анализа учитываются не только свойства композитов, но и детальные геометрические особенности конструкций (радиусы кривизны, толщина переходов) и расположение концентраторов напряжений (отверстий, болтовых соединений, стыков композитов с металлами). Исследователи обращают повышенное внимание на анализ ключевых конструктивных элементов, таких как стрингерные панели, полки и стенки лонжеронов, и различных особо ответственных соединений в конструкции самолета.

В проекте задействованы специалисты Центра композитных конструкций (ЦКК) и лаборатории №2 НИО-101 МАИ. Исследования ведутся на базе лаборатории "Прочность", входящей в структуру ЦКК. Она оснащена передовым оборудованием, включая три испытательные машины, томограф, установку для шерографии, сканирующий электронный и оптический микроскопы, ультразвуковой дефектоскоп и систему электронной спекл-интерферометрии.

Такой экспериментально-расчетный комплекс позволяет ученым МАИ проводить полный цикл испытаний на различных уровнях материала и конструкций, исследовать их структуру, выполнять математическое моделирование и валидировать конечно-элементные модели и расчетные методы.

- Все это обеспечивает нам комплексный подход к решению задач, вплоть до учета аспектов эксплуатации, - уточняет Сергей Ковтунов.

Работы по проекту реализуются в МАИ как в рамках собственных задельных исследований, так и в рамках контрактов с ведущими предприятиями авиационной отрасли. Уже сейчас разработанные на базе этой методологии решения использует ПАО "Яковлев" для повышения безопасности эксплуатации узлов и агрегатов планера, стоек шасси и в других задачах при работе над SJ-100 и МС-21. При этом методика регулярно дорабатывается и совершенствуется.

Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка