МАИ
6 октября 2025, 10:26
"Пирамида" исследований: в МАИ разработали ключ к совершенствованию самолетов из композитов
В отличие от существующих подходов, часто приводящих к несоответствию между проходящими испытания образцами и реальными агрегатами, инновационная методика МАИ базируется на принципе "пирамиды" расчетно-экспериментальных исследований. Он основан на плавном переходе от микро- к макроуровню. Процесс испытаний начинается с детального изучения композитов на структурном уровне. Затем следует тестирование элементарных образцов, образцов с конструктивными укладками, конструктивно подобных образцов и агрегатов. Такой подход позволяет получать точные данные и предсказывать поведение материалов на ранних этапах проектирования, минимизируя риск дорогостоящих ошибок.
- Когда мы смотрим на композит под микроскопом, чтобы выявить следствия эксплуатационных и производственных дефектов, мы видим несовершенство структуры. Это позволяет предсказать характер разрушения и дальнейшее поведение материала, - объясняет участник проекта, инженер лаборатории №2 "Композиционные материалы" НИО-101 МАИ Сергей Ковтунов. - Помимо этого, мы стараемся более подробно разобрать уровни элементарных образцов. Для этих целей мы проводим испытания и в дальнейшем валидируем наши расчетные модели, учитывающие как внутрислойные, так и межслойные характеристики композитов.
В рамках комплексного анализа учитываются не только свойства композитов, но и детальные геометрические особенности конструкций (радиусы кривизны, толщина переходов) и расположение концентраторов напряжений (отверстий, болтовых соединений, стыков композитов с металлами). Исследователи обращают повышенное внимание на анализ ключевых конструктивных элементов, таких как стрингерные панели, полки и стенки лонжеронов, и различных особо ответственных соединений в конструкции самолета.
В проекте задействованы специалисты Центра композитных конструкций (ЦКК) и лаборатории №2 НИО-101 МАИ. Исследования ведутся на базе лаборатории "Прочность", входящей в структуру ЦКК. Она оснащена передовым оборудованием, включая три испытательные машины, томограф, установку для шерографии, сканирующий электронный и оптический микроскопы, ультразвуковой дефектоскоп и систему электронной спекл-интерферометрии.
Такой экспериментально-расчетный комплекс позволяет ученым МАИ проводить полный цикл испытаний на различных уровнях материала и конструкций, исследовать их структуру, выполнять математическое моделирование и валидировать конечно-элементные модели и расчетные методы.
- Все это обеспечивает нам комплексный подход к решению задач, вплоть до учета аспектов эксплуатации, - уточняет Сергей Ковтунов.
Работы по проекту реализуются в МАИ как в рамках собственных задельных исследований, так и в рамках контрактов с ведущими предприятиями авиационной отрасли. Уже сейчас разработанные на базе этой методологии решения использует ПАО "Яковлев" для повышения безопасности эксплуатации узлов и агрегатов планера, стоек шасси и в других задачах при работе над SJ-100 и МС-21. При этом методика регулярно дорабатывается и совершенствуется.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА