Российская газета
8 сентября 2025, 14:56
Почему взлет и посадка остаются самыми сложными этапами полета
- На последнее число августа с начала года в коммерческих авиакомпаниях мира произошло 89 авиационных происшествий, в общей сложности погибли 420 человек. За предыдущие пять лет за первые восемь месяцев года в среднем происходило также 89 авиационных происшествий, жертвами которых стали 136 человек. Статистика этого года серьезно "подпорчена" катастрофой Boeing 787 авиакомпании Air India: трагедия забрала 260 жизней .
В августе в мире было зарегистрировано 8 авиационных происшествий, причем 5 из них - на земле. Это еще раз подтверждает аксиому: взлет и посадка при выполнении полета - самые сложные этапы.
Почему вероятность возникновения происшествий во время взлета и посадки непропорционально высока?
Самолеты находятся ближе всего к земле, что оставляет пилотам минимум времени и пространства для реагирования на неполадки и отказы, которые могут возникать из-за высокой нагрузки на двигатель, возможных ошибок летного экипажа и факторов окружающей среды. Именно на эти этапы приходится значительная доля всех происшествий с человеческими жертвами, хотя взлет и посадка составляют небольшую долю (в среднем около 2%) от общего времени полета. По данным ИАТА, более половины всех авиационных происшествий (53%) происходит именно во время взлета и посадки. Также данные ИАТА говорят о том, что основными причинами являются человеческий фактор и технические сбои.
На этих этапах полета воздушные суда не только близко находятся к поверхности земли, но и имеют относительно небольшую скорость. Это при возникновении на борту нестандартной или аварийной ситуации значительно сокращают количество времени, которым располагает экипаж, чтобы принять правильное решение и парировать неблагоприятное развитие событий.
Но есть и другие факторы. Рабочая нагрузка на пилотов при выполнении всех процедур, связанных с рулением, взлетом и посадкой, наиболее высока по сравнению с другими этапами полета. При взлете и посадке пилоты должны одновременно выполнять несколько критически важных задач, в том числе контролировать скорость, управлять набором высоты и снижением, изменять курс в соответствии с установленными аэронавигационными схемами и указаниями диспетчеров, следить за показаниями приборов и поддерживать связь с авиадиспетчерской службой.
При взлете двигатели работают практически с максимальной мощностью, что повышает вероятность их отказа.
Пилотам приходится учитывать и факторы окружающей среды: ветер, погодные условия, работоспособность аэронавигационных и радиотехнических средств, а также возможные препятствия на взлетно-посадочной полосе могут существенно повлиять на способность самолета безопасно взлететь или выполнить посадку.
Причины авиационных происшествий при взлете и посадке можно сгруппировать как минимум по пяти основным факторам:
- ошибка в пилотировании,
- сложные метеоусловия,
- отказы техники,
- столкновение с птицами,
- нахождение препятствий на взлетно-посадочной полосе.
К сложным метеорологическим условиям относятся сильные ливневые осадки, обледенение и связанная с ним пониженная эффективность торможения, резкие порывы ветра и т.д.
К техническим неисправностям могут привести сбои в критически важных системах, таких как гидравлика, шасси или компоненты двигателя.
Внезапное столкновение с птицей или стаями птиц может привести к отказу или повреждению двигателя, что особенно опасно на малых высотах. Мы хорошо помним посадку на реку Гудзон вскоре после взлета самолета Airbus A320 авиакомпании US Airways и в кукурузное поле в подмосковном Жуковском также Airbus A320 авиакомпании Уральские авиалинии. Оба происшествия были вызваны столкновением со стаями птиц. К счастью, кроме небольших травм никто тогда не пострадал.
Вместе с тем факт остается фактом: авиация продолжает оставаться самым безопасным средством транспорта в мире. Вряд ли кто-то до дрожи в коленках боится сесть на велосипед, однако в США, например, в течение года число погибших при происшествиях, связанных с ездой на велосипеде, превышает количество погибших за то же время авиапассажиров.
Статистика авиапроисшествий за август
1 августа, Cessna 208B, выкатывание за пределы полосы, США
После выполнения посадки в аэропорту Merrill Field самолет, на борту которого находилось в общей сложности 8 человек, не смог остановиться в пределах полосы, выкатился с нее, пробил ограждение вокруг аэродрома, затем пересек шоссе, расположенное в 200 м от торца полосы, и остановился в открытом поле. К счастью, никто не пострадал.
7 августа, Cessna 560XL, потеря управления самолетом, Кения
Самолет Cessna 560XL скорой помощи AMREF Flying Doctors (регистрационные знаки 5Y-FDM) потерпел крушение в районе Мвихоко в Найроби, Кения, всего через несколько минут после вылета из аэропорта Уилсон. Примерно через три минуты после взлета экипаж потерял связь с авиадиспетчерской службой, самолет начал неуправляемое снижение и врезался в жилой дом. Все четыре члена экипажа на борту и два человека на земле погибли, в общей сложности погибли шесть человек. Самолет направлялся в Харгейсу (Сомалиленд).
Компания AMREF Flying Doctors подтвердила факт происшествия и заявила, что полностью сотрудничает с Управлением гражданской авиации Кении в ходе расследования.
9 августа, DHC-6 Twin Otter, выкатывание вбок с полосы, США
Самолет авиакомпании Grand Canion Airlines после выполнения посадки на асфальто-грунтовую полосу Grand Canion Bar Ten Airstrip выкатился вбок от нее. Никто из находившихся на борту 13 пассажиров и одного пилота не пострадал.
11 августа, DHC-6 Twin Otter, авиационное происшествие при посадке, США
Рейс, выполнявшийся авиакомпанией Rampart Aviation, получил серьезные повреждения при выполнении посадки на полосу остова San Clemente (штат Калифорния). О подробностях авиационного происшествия не сообщается.
16 августа, ATR 72-500, столкновение с АПА, Финляндия
После запуска двигателя самолет начал двигаться вперед, когда были сняты колесные упоры, поскольку стояночный тормоз не был включен. Правый пропеллер ударился о наземный источник электропитания АПА (аэродромный передвижной агрегат), и его части ударились о фюзеляж и пробили его.
16 августа, Ан-2, упал в лесу, Демократическая Республика Конго
Самолет Ан-2 авиакомпании Air Kasai (регистрационные знаки 9S-GZP) разбился примерно в 34 км от Кисангани, Демократическая Республика Конго, в результате чего погибли все семь человек, находившихся на борту.
Самолет вылетел из аэропорта Кмсангани/Лубуту для выполнения технического инспекционного полета, необходимого для получения разрешения на эксплуатацию в соответствии с правилами Гражданской авиационной администрации. Во время захода на посадку экипаж потерял связь с диспетчерской службой и столкнулся с лесистой местностью.
Власти и авиакомпания выразили глубокие соболезнования семьям погибших.
20 августа, Airbus A320, турбулентность, Франция
Самолет Airbus A320-200 авиакомпании Air France, регистрационные знаки F-HBNJ, выполнявший рейс по маршруту Париж/Орли - Аяччо (Франция), снижался, следуя по маршруту, до эшелона полета FL200 в направлении Аяччо, когда воздушное судно неожиданно вошло в зону сильной турбулентности, что привело к травмам на борту. Примерно через 13 минут воздушное судно выполнило благополучную посадку на взлетно-посадочную полосу 20.
Французское авиационное агентство BEA сообщило, что 5 человек на борту получили серьезные травмы. Происшествие квалифицировано как авиационное происшествие и в настоящее время расследуется.
25 августа, Cessna 208B, выкатывание за пределы полосы, Индонезия
Самолет Cessna 208B Grand Caravan EX авиакомпании Amole Air, регистрационные знаки PK-PPI, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы 25 после посадки в аэропорту Илага/Аминггару в Центральном Папуа, Индонезия. Воздушное судно задело пост охраны и врезалось в ограждение по периметру, в результате чего возник пожар, который уничтожил самолет. Пилот и техник, находившиеся на борту, получили незначительные травмы, о других жертвах или пострадавших не сообщалось. Самолет перевозил строительные материалы.
После приземления на взлетно-посадочной полосе 25 воздушное судно не смогло остановиться на оставшемся расстоянии от взлетно-посадочной полосы. Официальные лица начали расследование, чтобы установить причину авиационного происшествия.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114