Комсомольская правда - Оренбург
11 ноября 2025, 08:27
Поднимал самолеты руками: как оренбуржец сел за штурвал в 30 лет и открыл аэродром с единомышленниками
Зачем жить, если не будут сбываться детские мечты
- За штурвалом я уже больше двадцати лет, и правда, первый раз за ним я оказался в полтора года, - улыбается Александр, - но мой рекорд побил сын - в год и три месяца.
В семье Кузьминовых никого не заставляли учиться на летчика, почти всех подталкивало что-то изнутри: дети всегда рвались в самолеты, мечтали стать настоящими пилотами и обожали летать. Первым авиатором в семье стал дедушка, затем - отец, старший брат, с которым маленький Саша часто не мог поделить место рядом с папой у штурвала.
Однако продолжать дело династии он не мог по состоянию здоровья - комиссия при поступлении бы отказала. Тогда Александр закончил обучение на юрфаке ОГУ, потом долго работал арбитражным управляющим. Но любовь к небу оставалась.
Переломный момент наступил в 34 года. Во время поездки на отдых он увидел в небе маленький двухместный самолет: внезапно сорвался с места и начал бежать за ним до места стоянки самолета, 20 минут без остановок, красный, со сбитым дыханием. Но пилот, увидев его горящие глаза, не прекратил подготовку к полету, а лишь крикнул "От винта!" и взлетел в начинающийся дождь.
Через две недели Кузьминов приехал в Кумертау, где производили такие самолеты. Увидев их и горящие глаза Александра, жена лишь коротко спросила:
- Ну что, берем?
- Как это? - удивился Александр. - Я же даже не умею летать!
- А зачем тогда жить, если не будут сбываться детские мечты?
Тогда же они и заказали свой первый самолет - небольшого "Птенца". За 40 минут его можно было разобрать, погрузить на прицеп и спокойно поставить в гараж! А пока его создавали, Александр успел пройти обучение на пилота, даже сделал операцию на глаза, хотя очень боялся.
Свой первый полет он помнит до сих пор. Когда курсантом только сел в учебный самолет, инструктор уверенно сказал: "Ну что? Лети". Кузьминов в шоке посмотрел на отца: "Пап, он отправляет меня летать самостоятельно!" - "Раз сказал, значит ты готов".
Весь свой полет он в страхе напевал "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и после второго круга успешно приземлился.
- Когда у меня уже появился свой самолет, конечно, я был в восторге: утром собрать самолет, полетать, вечером разобрать. Потом стало хотеться большего - вылетать куда-то с ночевкой, - вспоминает пилот.
Так в 2013 году в Оренбурге появился Авиационный центр - посадочная площадка со взлетно-посадочной полосой. Когда-то это было пустое поле с высокой травой, но теперь здесь стоят просторные ангары, беседка. Все это Александр совместно с единомышленниками и друзьями Алексеем Науменко и Владимиром Лаврушко - у каждого из них была мечта купить свой личный самолет, на котором они смогут летать по всей России.
- Для меня это не работа, это моя жизнь, - говорит Александр Кузьминов. - Моя работа - арбитражный управляющий, она дает средства на жизнь и полеты. Потому что авиация, особенно частная, дело дорогое. Сейчас литр топлива стоит 180 рублей, а заправка бака в 190 литров обходится в 36 тысяч. Я думаю, что самый дорогой ресурс - время. Его и можно сэкономить в полете. Например, чтобы добраться до Саратова на машине, придется потратить около 12-13 часов; на самолете - 3,5. Утром улетел - и весь день в твоем распоряжении.
Самолеты поднимали руками
Апрельский паводок 2024 года затопил большую часть Оренбуржья: утянул под воду 14 тысяч домов, размыл Старый город в Орске, оставил многих без жилья. Многие дома до сих пор стоят разрушенные, а многие до сих пор занимаются ремонтом или переездом. В один день вода добралась и до авиацентра.
- У нас до сих пор на стенах остались полосы, как отметка уровня воды, - вспоминает Александр. - Мы знали о наводнении, готовились.
Действовать нужно было быстро: самолетов в апреле было много, а вода стремительно прибывала. Все воздушные суда мужчины поднимали…руками. Ставили по одному кирпичику под шасси, пока все самолеты не оказались под крышей. К счастью, делать капитальный ремонт не пришлось - все двигатели остались в целости. Под водой оказались лишь нерабочие самолеты.
Во время паводка команда дежурила у аэродрома круглые сутки по очереди.
- Мы с 5 апреля по 29 мая жили на берегу. Когда вода только прибывала, спали в вагончиках, а когда уже не было возможности ходить, то перемещались к въезду, ставили лагерь прямо на дороге. Днем садились в лодку и совершали вояж до самолетов, - вспоминает Александр Кузьминов.
А годом ранее Авиационный центр помогал в поисках пропавшего шестилетнего Ярослава в Новосергиевском районе. Мальчик пропал 24 июля 2022 года. В тот день он играл во дворе, а через несколько минут, по основной версии следствия, сбежал в неизвестном направлении. За первые сутки спасатели проверили все село, берег реки Большой Уран и ближайшие леса, со временем зону поисков увеличивали, но за три года малыша так и не нашли.
Александру до сих пор тяжело вспоминать тот день, когда к нему обратились за помощью.
- Мы нашли парапланеристов, которые могут летать тихо и низко, чтобы попробовать поискать мальчика с высоты. Передали контакты спасателям, ребята профессионалы, наши, с Оренбуржья, - говорит он.
Инвестиция в будущее
Для Александра экстрим и полет - слова совершенно разные. Бывало, что некоторые пассажиры просили сделать его какой-нибудь трюк. Но к похожим развлечениям летчик равнодушен.
- За адреналином поезжай в час пик в центр города. Наругаешься, напсихуешься, напугаешься, - говорит он. - А здесь - релакс!
Похожую тему летчик обсуждал с байкерами. Однажды они спросили: "А чего твой самолет так медленно летает? Да я обгоню его за пару секунд!"
- А давай попробуем. Наперегонки отсюда до дачного массива на "Лысой горе". Ты как поедешь? В объезд через мост реки "Сакмара"? - улыбается он. - А я вот по прямой спокойно долечу, не торопясь.
На аэродроме часто бывает много людей - здесь приземляются летчики для заправки, кто-то делает фотосессии, а иногда приезжают и группы для экскурсий. Для детей Александр проводит их бесплатно. Для него это "инвестиция в будущее": из сотен малышей всегда находятся те, кто потом связывает свою жизнь с авиацией.
Династию летчиков продолжают и дети Александра: дочь обожает летать, готова вставать в 4 утра ради дальнего полета на папином самолете, тоже хочет стать пилотом. Сын всегда путешествует с семьей. До 5-6 лет летчик, правда, старался не брать детей на борт.
- В раннем возрасте они очень впечатлительные, - поясняет он. - Неизвестно, какая будет реакция на тряску или шум. Из-за небольшого испуга ребенок может заработать фобию на всю жизнь. Старался дочь и сына постепенно приучать к самолету - летали на несколько минут и возвращались обратно.
Александр уверен - стать пилотом может каждый. Но насильно полюбить небо невозможно.
- Это, так сказать, в крови, - улыбается пилот. - Если есть здоровье и желание, то все обязательно получится, крылья за спиной обязательно будут!
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Оренбург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 2, 2025
"Аэропроект" продолжает работы по проектированию КДП Нижневартовск