Центр стратегических разработок в гражданской авиации
21 февраля 2025, 01:20
Подведены итоги XIV Евразийского международного форума "Авиатопливо - 2025"
- Актуальные проблемы производства и качества авиатоплива.
- Сертификация альтернативных видов авиатоплива в России.
- Вопросы законодательного регулирования и стандартизации авиатоплива.
- Тренды рынка авиатоплива и прогнозы его развития.
- Новые технологии производства и их кадровое обеспечение.
На открытии форума Руководитель Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) Антон Корень отметил, что если ранее на первом форуме 14 лет назад эксперты обсуждали, что будущий ТЗК - это альтернативные традиционным для авиации, углеводородам виды энергии, то сегодня тема альтернативной энергетики в отрасли уходит на второй план, в том числе в связи с глобальной политической повесткой дня. "Мы сейчас наблюдаем другую тенденцию, - сказал он, - Идеологизированная повестка производства электрических и гибридных воздушных судов во всем мире отступает на фоне банкротства или откладывания таких инновационных проектов. Европа уже пересматривает свои зеленые стандарты, за океаном вновь избранный президент возвращает страну и одну из крупнейших экономик к традиционному топливу. Крупнейшие страны вспоминают о своих собственных интересах". Россия - в числе стран, которые имеют рациональный подход к инновациям в авиации, по крайней мере в части магистральной и региональной авиации авиакеросин еще несколько десятилетий будет актуален.
Представитель России в САЕР ИКАО Артур Мирзоян выступил с докладом о перспективах внедрения альтернативных авиационных видов топлива в рамках системы ИКАО CORSIA в мире. Центральным вопросом этой темы, по его словам, является сертификация. Артур Мирзоян рассказал, что в мире пока сертифицированы как углеродно-нейтральные только 9 партий авиационного топлива трех компаний, в общей сложности составляющие 1500 тонн. Однако в 2025 году ожидается появление реальных компенсационных требований. "И как только эти реальные компенсационные обязательства появятся, - сказал он, - рынок топлива и углеродных единиц оживятся". Ожидается интенсификация усилий по увеличению числа утвержденных ИКАО систем. Другой представитель Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова Руслан Нигматуллин полагает, что наряду с использованием альтернативных видов топлива Россия сможет достичь целевых экологических показателей за счет повышения топливной эффективности (инфраструктура и закупка экономичных самолетов), в которой важную роль будет играть цифровизация.
В выступлениях спикеров доминировала тема технологического суверенитета России. Генеральный директор Центра Мониторинга Новых Технологий (ЦМНТ) и профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Михаил Ершов назвал ее в числе четырех приоритетных проблем, стоящих перед отраслью, наряду с увеличением объема производства авиатоплива, обеспечением качества и подготовкой кадров. "Россия занимает 4% мирового объема авиационного керосина, а объем переработки нефти в России - 8%, - отметил он. - Совершенно очевидно, что у нас есть производственный потенциал, и в ближайшие десятилетия мы будем его реализовывать". Среди возможных путей эксперт видит снятие искусственных ограничений на технологию гидрокрекинга, разрешение на смешивание марок топлива, непрерывное и постепенное улучшение стандартов качества, продвижение российского топлива за рубежом, а также импортозамещение, но только в ключевых технологиях. Перспективным направлением является внедрение демеркаптанизации, которая единственная из глобальных технологий еще не разрабатывается в РФ. Эксперты приветствовали идею о внедрении российской системы качества авиатоплива, которая может открыть новые возможности для российских производителей и перспективы для экспорта в страны СНГ.
Руководитель Департамента стандартизации, метрологии и технического регулирования Российского энергетического агентства Минэнерго России Виктор Коваленко рассказал, что за несколько лет была проделана большая работа по снижению зависимости России от зарубежных документов в сфере стандартизации. "Мы снизили зависимость от импорта лишь на 10%, но с учетом того, что в перечне стандартов их более 200, за 2022-2025 годы был достигнут неплохой результат", - говорит Виктор Коваленко. Большие надежды вызывает переход подразделения из ведения Минпромторга в Минэнерго, что открывает новые возможности взаимодействия с участниками рынка. Российское энергетическое агентство сегодня - активный и непосредственный участник всех обсуждений отраслевых проблем.
"Нам нужно создавать аналогичный SAF инструмент решения задач", - предложил ведущий научный сотрудник Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева Российской академии наук Виктор Томин.
На форуме Авиатопливо 2025 были рассмотрены инновационные проекты, реализуемые в Евразийском макрорегионе. Доклад на тему: "Уникальный комплекс по производству синтетических нефтепродуктов. Производство синтетического керосина и полусинтетического Jet A-1 SSF, опыт Узбекистана" подготовил Алишер Бахадиров, генеральный директор Uzbekistan GTL. В рамках доклада было рассказано о GTL-керосине - одном из ключевых продуктов компании Uzbekistan GTL. GTL-керосин успешно применяется в качестве компонента для авиационного топлива Jet A-1. В отличие от традиционного авиационного керосина он обладает улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками: снижает выбросы твердых частиц на 86%, уменьшает образование льда в авиационных двигателях на 53% и обеспечивает более стабильное горение с низким уровнем копоти.
Начальник Управления развития биржевых торгов нефтепродуктами Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи Георгий Юханов отметил постоянный рост по количеству и в денежном измерении объема торгов топлива. Из 37 млн тонн нефтепродуктов с физической доставкой около 5%, или 1,7 млн тонн занимает авиакеросин. Помимо внутреннего рынка, налажена система поставок в страны ЕАЭС, для которой в основном используется железнодорожный транспорт. "Сегодня для развития экспорта доступна вся необходимая инфраструктура", - отметил Георгий Юханов.
Тем не менее, эксперты обозначили наличие логистических проблем. Член Комитета по посадочным площадкам и наземному обеспечению Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Антон Синильников отметил, что "требуется закрепить ответственность всех участников авиатопливообеспечения. Не только статус посадочной площадки не определен, но отсутствует какая-либо регулировка логистических компаний". "Нормативная база несовершенна, - подчеркнул он. - Ее надо переработать и внести соответствующие изменения в Воздушный кодекс".
Заместитель директора Научного центра аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения (НЦ-28) Алексей Приваленко - представитель крупнейшей компании-потребителя авиационного топлива в Российской Федерации, отметил две глобальные проблемы качества готовой продукции, являющихся вызовом для производителей авиатоплива как в мире, так и в России. "Анализ показывает, - уточнил он, - что с 2018 года увеличилось количество отказов по приему горюче-смазочных материалов (ГСМ). Отказы в приеме топлива чаще всего вызваны содержанием в них нехарактерных примесей в виде полисилоксана и снижением смазывающей способности топлива". Алексей Приваленко подчеркнул, что "в России ключевым принципом является безопасность полетов, что предопределяет жесткий подход к сертификации".
О том, что ради безопасности полетов лаборатории, ответственные за заправку, иногда не допускают топливо, свидетельствовала также начальник испытательной лаборатории ЦС авиаГСМ Научного центра аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения (НЦ-28) Ольга Азжеурова. Она указала в том числе на случай прибытия партии с желтоватым топливом и с повышенном содержанием смол. "Такое топливо не было допущено к заправке, - сказала она, - Безопасность полетов была обеспечена. Определить качество могут только лаборатории, ответственные за заправку!"
Безопасность полетов является основополагающим принципом сегодня и для военной авиации, которая за десятилетие осуществила переоборудование устаревшей инфраструктуры аэродромов. Представитель Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России, подполковник Ильдар Габдрашитов пояснил: "Порядок, на который мы перешли с 2015 года, во-первых, повысил технологичность инфраструктуры, которая была заложена еще в советские времена. Благодаря решениям на уровне правительства появились новые резервуары, технологическое оборудование, применяются современные автоматизированные системы, проводятся исследовательские и опытно-конструкторские работы Министерством обороны совместно с предприятиями промышленности. Во-вторых, была налажена разработка новых перспективных образцов, централизованных заправочных станций на аэродромах. Данные комплекты являются автономными, они существуют также в мобильном исполнении, и позволяют сократить расходы бюджета".
Начальник управления производственной деятельностью "Газпромнефть-Аэро" Владимир Прокопенков поделился успешным опытом прохождения сертификации операторов, осуществляющих заправку гражданских воздушных судов. "Еще на этапе подготовки мы получали обратную связь от экспертов, - сказал он, - впоследствии мы провели отраслевой конкурс. Для нас сертификация - это не просто выполнение норм, но стимул роста. Сторонние организации не подлежат сертификации, мы пользуемся добровольной, и иногда это единственный путь для топливообеспечения". Этот доклад стал центральным для обсуждения на пленарной сессии форума "Авиатопливообеспечение в новой экономической реальности. Ключевые мировые и евразийские тренды на рынке авиатопливообеспечения гражданской авиации".
Заместитель генерального директора "ТЭК-Инжиниринг" Денис Андрианов поделился опытом реализации проектов по стандарту JIG и оптимизации процессов через цифровизацию по системе EPC и ЕPCM. Так в одном из масштабных проектов удалось в полтора раза сократить затраты на этапах сбора, контроля, анализа данных.
"По нашему опыту мы видим, что даже с вставлением графиков, плана организации работ, люди что-то забывают, а компьютеры не забывают ничего. В два раза ускоряется принятие решений на пограничных точках. С точностью до 10% прогнозируются сроки завершения проекта", - говорит Денис Андрианов .
Важные вопросы прокомментировали представители Росавиации, Заместитель начальника отдела эксплуатации и сертификации аэропортов и аэродромов Георгий Вислобоков и главный специалист - эксперт отдела эксплуатации и сертификации аэропортов и аэродромов Дмитрий Токмачев.
"Самые болезненные моменты сегодня - это кадры, - поделились в Росавиации. - Прежде всего, требуются водители топливозаправщиков. Это не просто водитель категории D или E, но тот, кто имеет лицензию на работу и допущен к ней; это вопрос года обучения. Второй вопрос - это инженерные кадры, ответственные за контроль. К сожалению, зарплаты в отдаленных регионах не всегда удовлетворяют запросы профессионалов".
Кадрам была посвящена также отдельная панель, на которой заместитель генерального директора по работе с персоналом и организационному развитию "Газпромнефть-Аэро" Евгений Мишанов рассказал о том, что с 1 сентября 2025 года в компании появится принципиально новая должность "техник АТО". Он заменит собой трех специалистов, профессионалы станут взаимозаменяемы и смогут удовлетворить растущие потребности заказчиков. "Мы не ставили цель снизить затраты, - поделился Евгений Мишанов. - Растет уровень технологичности, которая требует повышения компетенций сотрудников. Сегодня в компании 7-8% работников повысили функционал". Разработка единого стандарта началась в 2020 году и заняла пять лет.
В работе форума приняли участие ведущие международные и российские эксперты, представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и других органов власти; представители всех российских ВИНК и ключевых зарубежных нефтяных компаний, ведущих российских и зарубежных научно-исследовательских институтов, нефтеперерабатывающих заводов, авиакомпаний, ТЗК столичных и региональных аэропортов, руководители компаний-трейдеров авиатоплива, аналитических компаний, товарно-сырьевых бирж, компаний поставщиков техники и оборудования, средств массовой информации.
В целом, на форуме "Авиатопливо - 2025" обсуждались более 100 актуальных вопросов, основные тренды развития рынка авиатоплива и отрасли авиатопливообеспечения. В течение почти 10 часов были проведены пленарная и 6 тематических сессий, включая дискуссии, экспертные консультации Росавиации по вопросам сертификации, стратегическая сессия по инновациям. На площадке форума прошла специальная выставка, на которой были представлены инновационные и применяемые на практике решения и оборудование для предприятий авиатопливообеспечения, получившие возможность представить продукцию крупнейшим потребителям и привлечь инвесторов.
В рамках форума также состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области авиатопливообеспечения, в число лауреатов которой вошли: Газпромнефть-Аэро, Лукойл-Аэро, Uzbekistan GTL, ТК 031 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова.
Евразийская премия в области авиатопливообеспечения была учреждена для поощрения операторов авиатопливообеспечения, авиакомпаний, ТЗК, ВИНК, разработчиков инновационных решений, поставщиков оборудования и других предприятий отрасли Евразийского региона, показавших наилучшие результаты общественной, научной, производственной, коммерческой или иной деятельности в сфере авиатопливообеспечения и инновационных разработок для отрасли.
Организатор XIV Евразийского международного форума "Авиатопливо - 2025": Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).
Генеральный партнер форума: Газпромнефть-Аэро.
Генеральный спонсор форума: ЛУКОЙЛ-АЭРО.
Генеральный информационный партнер форума: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации - газета "Транспорт России".
Следующий XV Евразийский международный форум "Авиатопливо 2026" пройдет 29-30 января 2026 года в Москве. Действуют специальные условия ранней регистрации. Подать заявку на регистрацию можно на сайте aviacenter. events.
Консорциум, в составе которого в том числе Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) и Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), входит в рейтинг RAEX крупнейших консалтинговых групп в области стратегического планирования и организационного развития, является лидером в авиационных проектах.
Консорциум объединяет первые в России, в ЕАЭС и странах СНГ консалтинговые центры, в продуктовой линейке которых более 100 видов профессиональных услуг в области отраслевого стратегического планирования, управленческого и инвестиционного консалтинга в области пилотируемой и беспилотной авиации, а также организации по проектированию авиационной, транспортно-логистической инфраструктуры.
Под руководством и при участии Консорциума было реализовано более 400 стратегических проектов в интересах авиакомпаний, аэропортов, авиапромышленных холдингов и других предприятий отрасли, федеральных и региональных органов власти. По профессиональным обоснованиям консорциума в Евразийском регионе реализуется большое количество инвестиционных проектов.
Консорциум является одним из крупнейших в мире организаторов профессиональных транспортных, в том числе авиационных мероприятий. Ежегодно количество проводимых международных форумов и конференций достигает 20.
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Пассажиры КрасАвиа написали географический диктант на борту ATR-72