Российская газета
17 января 2025, 02:55
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Компенсация при задержке рейсов - слишком низкая и не отвечающая рыночным реалиям, уверен председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. "За 10 часов задержки пассажиру выплатят только 1000 рублей, но за это время затрат у него будет точно больше. Кроме того, не определен вопрос, кто кормит человека? Да, в авиационных правилах указано, что авиакомпания. Но иногда в ряде аэропортов у авиакомпаний нет возможности накормить людей. Более того, сам вопрос, что считать горячим питанием, тоже нормативно не определен. То же - и по размещению в отелях. Например, в Сочи в пик сезона в случае экстренных ситуаций размещать людей просто негде", - говорит он.
Согласно Воздушному кодексу, за задержку рейса в пункт назначения перевозчик при предъявлении письменной претензии уплачивает пассажиру штраф в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие наступления обстоятельств, независящих от перевозчика. Под это определение как раз подпадают погодные условия. Непредвиденные обстоятельства, вызванные природной стихией и приведшие к задержке поездов, РЖД тоже обычно не компенсируют. В иных же случаях компенсация положена.
"За каждый час задержки поезда выплачивается не менее 3% стоимости билета, но не более стоимости билета целиком без учета сервисных услуг. Если задержка составила более 8 часов, пассажир вправе требовать полного возврата стоимости билета", - пояснил советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон.
То есть на железной дороге, где гораздо реже случаются сдвиги в расписании, компенсация по факту выше.
"Компенсация должна быть адекватна понесенным затратам людей. Ни для кого не секрет, что в аэропорту сегодня кофе или чай стоят в три-четыре раза дороже, чем в городе. Возмещать эти расходы даже можно не деньгами, а определенными услугами. Авиакомпании должны предоставить хороший обед, хороший отдых, чтобы пассажир был доволен, потому что не каждый день обычные люди летают на самолетах, кто-то это делает раз в год, и когда такое происходит, конечно, расстраивается", - считает первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.
По его мнению, делать поправки в законодательство и повышать размер компенсаций в этом случае не следует, так как сами авиакомпании должны делать свои сервисы привлекательнее. Перевозчики вполне могут договориться с торговыми точками и бизнес-залами в аэропортах, чтобы они при форс-мажорных обстоятельствах взимали оплату за товары и услуги по другим ценам, считает он.
"Авиакомпании должны дать уверенность людям, что в случае проблем их не бросят и предоставят качественный сервис. Также нужно понимать, что, если перевозчикам начать что-то вменять в обязанности, это в конечном итоге будет переложено на плечи пассажиров", - отметил сенатор.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов согласен, что повышение компенсации в этой ситуации - не выход. "Если мы увеличим расходную часть, которая не зависит от авиакомпании, это тут же скажется на цене билета", - считает он. Большинство задержек, по словам эксперта, происходит не по вине авиакомпаний. Очевидным нарушением деятельности перевозчика может быть, например, плохо составленное расписание, когда любой сбой, остановка какого-либо самолета, приводит к последующим многочисленным задержкам. А бывает, что вмешивается непогода или аэропорты по каким-то причинам "зашиваются", и рейсы задерживаются, но перед пассажирами отвечают все равно авиакомпании.
"Предоставить питание и проживание - это тоже очень большие расходы, причем здесь абсолютно неважно, по какой причине задержка рейса. Правильнее было бы разделить компенсации и установить повышенную ответственность авиакомпании за сбои, которые произошли именно по ее вине. Но здесь потребуется достаточно серьезная, кропотливая работа, чтобы прописать все эти случаи", - подчеркнул Борисов.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114