О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Практика, ведущая к успеху: студенты МАИ разрабатывают электромашины вместе с опытными инженерами

Студенты Московского авиационного института решают реальные кейсы индустрии, а также участвуют в проектной деятельности в течение всего срока обучения. Практическая подготовка проходит не только на предприятиях, но и в научно-исследовательских лабораториях университета. Одно из таких мест - отдел электрических машин, созданный в объединенной лаборатории кафедры 310 "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы" и Передовой инженерной школы МАИ. Здесь занимаются разработкой, изготовлением и испытаниями электрических двигателей и генераторов для различных отраслей промышленности, в том числе активно развивающейся сферы беспилотных авиасистем.

Технологии будущего

Отдел электрических машин предоставляет рынку комплексную услугу от разработки идеи до готового продукта. В подразделении за последние годы разработано более 30 изделий различного назначения.

В числе актуальных проектов - создание первых в России криогенных электродвигателей для насосов, перекачивающих сжиженный природный газ; увеличение мощности авиационного генератора при сохранении его габаритов; разработка электродвигателя для привода винтов тяжелых аппаратов типа аэротакси; линейка из пяти электрических двигателей для БЛА весом от 10 до 120 кг; мотор-генератор для демонстратора гибридной силовой установки и другие.

Индустриальными партнерами и заказчиками работ отдела электрических машин выступают Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, Авиационная корпорация "Рубин", Сарапульский электрогенераторный завод, Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И. И. Африкантова и другие крупные игроки рынка.

Погружение в профессию

На время практики к работе над проектами отдела привлекаются студенты профильных программ. Погружаться в задачи индустрии им помогают опытные сотрудники.

В команде подразделения работают восемь специалистов: расчетчики, конструкторы, руководитель и главный конструктор направления электрических машин. Часть из них совмещает работу с преподаванием.

Основные направления деятельности отдела включают аналитические расчеты, математическое моделирование, конструирование и сопровождение изготовления опытных образцов на испытаниях и в производстве. Студенты могут участвовать в обзорных исследованиях, расчетах или конструировании.

- Чаще всего к нам приходят студенты направления "Электроэнергетика и электротехника". Мы рассматриваем ребят, начиная с конца второго курса, когда у них уже появились спецдисциплины и в голове есть базовые знания основ электротехники. По окончании практики у тех, кто проявил себя, есть возможность остаться работать у нас дальше, совмещая это с учебным процессом, или поменять специализацию, например, перейти в отдел разработки электроники и аккумуляторных батарей, - рассказывает инженер отдела электрических машин МАИ Антон Широков.

Реальные проекты

Будучи студентом программы "Электрические силовые установки" института № 14 "Передовая инженерная школа", Илья Качанов прошел практику в отделе электрических машин, после чего стал его сотрудником. Сегодня молодой человек совмещает работу с учебой в аспирантуре на кафедре 310.

- Благодаря практике я смог глубже разобраться в программе для моделирования методом конечных элементов и программировании на Python. Я глубже понял электромеханику и процессы, происходящие в электрических машинах. Ведь одно дело, когда ты изучаешь что-то на лекциях, а другое - когда сталкиваешься с этим на практике, - говорит Илья Качанов.

За время практики маевец создал скрипт на языке программирования Python для математических моделей электрических машин, разрабатываемых в интересах заказчика. Созданный им подход позволит автоматизировать процесс разработки моделей, исключая необходимость ручной настройки параметров и минимизируя вероятность ошибок.

- Когда я занимался моделированием, мне приходилось по несколько раз повторять одни и те же действия, так как после каждого расчета происходит уточнение геометрических или обмоточных параметров машины. Я захотел усовершенствовать этот процесс. В одном проекте как раз требовалось реализовать автоматизированный алгоритм проектирования. Я создал скрипт, который переносит данные, полученные в ходе аналитического расчета, в программу для моделирования и по ним создает готовую модель, - уточняет молодой инженер.

Сегодня маевец участвует в проекте, который реализуется отделом совместно с Лабораторией аддитивных технологий МАИ. Он связан с применением аддитивного производства и композитных материалов в электродвигателях и генераторах. Также Илья занимается разработкой математической модели электрической силовой установки, которая позволит комплексно оценивать работу всех компонентов: двигателя, регулятора, аккумуляторной батареи и воздушного винта.

Из студентов - в сотрудники

Летом 2025 года в отделе электрических машин прошли практику еще четыре студента кафедры 310. А сегодня все они - действующие сотрудники.

- От практики я получил огромную пользу: это и изучение дополнительных дисциплин, и выполнение креативных задач, и освоение новых для меня компьютерных программ. Мне настолько понравилось, что решил остаться. Сейчас работаю над проектом по созданию новых плат, а еще проектирую, модернизирую и устанавливаю стенд для испытания электродвигателей, - рассказывает третьекурсник Максим Кондрашов.

Еще один студент третьего курса кафедры 310 Николай Слинкин очень хотел работать над проектами, связанными с математическим моделированием. В отделе электрических машин его желание осуществилось.

- Сейчас я помогаю коллегам с моделированием двигателя и пишу обзор про силовые установки, - поясняет маевец.
Третий участник летней практики Максим Гром признается, что его очень привлекает сочетание в работе отдела научной и прикладной деятельности.

- Я разрабатываю плату индикации заряда литий-полимерной аккумуляторной ячейки, занимаюсь испытанием двигателей БЛА, анализом конструкций, обработкой результатов испытаний. Все это безумно интересно, - отмечает Максим Гром.

Инженеры новой формации

Как подчеркивает начальник научно-исследовательского отдела кафедры 310 Николай Иванов, эти примеры - яркое свидетельство трансформации образовательного процесса в МАИ: университет становится не просто источником теоретических знаний, но и полноценной площадкой для практического освоения профессии.

- Интеграция студентов в действующие инженерные команды, совместная работа над реальными проектами электромашиностроения - это путь к подготовке специалистов нового формата, способных не только применять современные технические инструменты, но и генерировать новые знания, создавать новые подходы. Именно такое глубокое погружение в индустрию с первых шагов закладывает основу для становления высококлассного специалиста. А это именно то, что необходимо для прорывных разработок, способных изменить облик отечественной промышленности, - заключает Николай Иванов.

Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка