Агентство стратегических инициатив
30 сентября 2025, 03:57
Право для неба будущего: на РИФ обсудили, как регулировать автономные беспилотники
Директор проектов по авиации АО "ГЛОНАСС" Сергей Кукарев обратил внимание на масштаб явления, указав, что весь спектр беспилотной техники, включая дорожные катки, тракторы и городские роверы, функционирует на основе IT-решений с передачей данных через интернет.
"Поэтому мы говорим про доверенные среды, гибридные сети и защиту этой информационной инфраструктуры", - подчеркнул Кукарев, обозначив один из ключевых вызовов. Он также указал на правовой вакуум - вопрос будущего правового регулирования: "Физически ровер сегодня есть, по дорогам ездит, а в праве его нету". Вопрос ответственности, например, при ДТП беспилотного автомобиля, остается открытым: она ляжет на производителя, разработчика ПО или создателя платформы для ИИ? "Наступает время для межотраслевого регулирования, - заявил модератор. - Мы назвали это цифровым транспортным правом".
По его мнению, традиционные виды транспорта "стремительно устаревают", и необходимо создавать правовые рамки для новой реальности, где беспилотные системы станут нормой.
В ходе сессии Денис Абдрахманов развил эти идеи, отметив, что "право отстает от уже существующих технологий, существующего технологического развития". Он выделил ключевые задачи на ближайшую перспективу. Помимо внедрения риск-ориентированного подхода и создания условий для цифрового двойника, эксперт указал на необходимость регулирования для создания гибридной сети связи, которая обеспечит бесшовный сигнал от наземных и орбитальных станций. Еще одним перспективным инструментом он назвал переход к модели "тестовых площадок" в рамках экспериментальных правовых режимов, где можно тестировать технологии в условиях максимальной свободы от действующих нормативных ограничений.
Говоря о долгосрочных вызовах, эксперт заострил внимание на фундаментальном вопросе правовой идентификации искусственного интеллекта (ИИ). "Искусственный интеллект - это своего рода "душа" автономной киберфизической платформы", - отметил Абдрахманов. От того, как будут регулировать эту "душу", по его словам, зависит возможность полноценного использования автономных беспилотников и в целом технологического лидерства России. "Если регулирование искусственного интеллекта пойдет исключительно по так называемому "охранительному" пути, это создаст сложности для использования этих технологий", - предупредил он. Ссылаясь на позицию председателя КС РФ Валерия Зорькина о том, что признание ИИ субъектом права "принципиально неприемлемо", Абдрахманов предложил компромиссный подход - наделить автономные платформы особым статусом "субъекта-вещи" с собственным правовым режимом. В этом плане при формировании регулирования ИИ в целом, необходимо оставить достойное место для учета специфики регулирования "овеществленного" ИИ и обеспечить ему допустимую автономность.
Это, по его мнению, позволит им осуществлять сделки в пределах выделенной собственником суммы средств, а ответственность по обязательствам будет нести собственник в размере этого имущества. Вопрос ответственности за причинение ущерба, не связанного со сделками, предлагается решать путем возложения полной ответственности на собственника беспилотника или создателя ИИ в случае программных ошибок. Широкое внедрение автономных систем также потребует реформирования института обязательного страхования ответственности.
Другой вызов - принятие беспилотниками решений в критических ситуациях. Перед регуляторами стоит сложная задача по определению баланса между различными ценностями - безопасностью человека, сохранностью инфраструктуры, публичными интересами и защитой имущества. С этим связан и вопрос внедрения "законопослушного" ИИ, который будет ограничен в возможностях нарушить закон на программном уровне.
Массовое использование автономных платформ создаст цифровой двойник физического и частноправового пространства, что обострит проблему цифрового суверенитета. Необходимо определить принадлежность генерируемых данных, порядок их контроля и раскрытия. Для разрешения споров может потребоваться создание института аккредитованных экспертных организаций, верифицирующих данные.
При этом цифровой двойник физического пространства откроет новые возможности для права, например, позволит тестировать регуляторные гипотезы в виртуальной среде и объективно расследовать правонарушения.
"Эти технологии уже существуют, они вышли в коммерческую эксплуатацию и постепенно набирают обороты. Очень важно найти баланс - не стоит чрезмерно регулировать отрасль, чтобы не остановить ее развитие, но и не отпустить слишком далеко, чтобы потом не пришлось вводить жесткие нормативные ограничения и "отрезать" права. Законодательство должно немного догонять технологический прогресс, но не опережать его, чтобы обеспечить гармоничное развитие", - подвел итог Сергей Кукарев.
Авторские права на данный материал принадлежат «Агентство стратегических инициатив». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 21, 2025
В Татарстане планируют создать авиаотряд из 10 отечественных самолетов
Ноябрь 21, 2025
В Биробиджане завершено строительство первой вертолетной площадки для санитарной авиации ЕАО