Международный аэропорт "Сочи"
24 сентября 2025, 11:55
Проект внедрения 1С:ITILIUM в "Аэродинамике" - победитель премии "1С:Проект года"
Победивший проект представлен в предметной области "Управление информационными технологиями (ITIL)" и охватывает свыше 2 тыс. пользователей. Особенность проекта - интеграция 1С:ITILIUM c EAM-системой 1С:ТОИР КОРП. Оба продукта разработаны Деснолом, российским центром практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР, на платформе "1С:Предприятие 8".
С целью улучшения качества обслуживания пассажиров и сокращения рисков нарушения технологического графика обслуживания авиакомпаний, компания Аэродинамика автоматизировала процесс учета 100% инцидентов и обращений в своих аэропортах.
Управляющая компания "Аэродинамика" создана в 2007 году, является одним из крупнейших в России аэропортовых холдингов, аэропорты обслуживают 7% пассажиропотока и около 3% грузопотока России. В настоящее время управляет аэропортами в Сочи, Краснодаре и Анапе. Ключевой задачей является создание современной транспортной инфраструктуры в регионах присутствия компании, внедрение современных технологий обслуживания пассажиров, грузов и воздушных судов.
Переход на 1С:ITILIUM был обусловлен необходимостью импортозамещения действующего Service Desk для обеспечения технологической независимости, а также для повышения эффективности управления ИТ-инфраструктурой и минимизации рисков нарушения бизнес-процессов аэропортов - объектов критической инфраструктуры.
Нужно отметить, что на момент внедрения во всех аэропортах уже была внедрена система EAM 1С:ТОИР (система учета и планирования ремонтов ТОИР на платформе 1С:Предприятие), интегрированная с замещаемым зарубежным Service Desk. Важной задачей проекта было сохранить архитектуру и функционал, к которому привыкли все сотрудники аэропортов, а по возможности предоставить более качественный продукт.
Внедрение Service Desk 1С:ITILIUM позволило создать в компании полноценное ESM-решение - полноценный комплекс управления корпоративными услугами, в том числе благодаря интеграции с системой управления ремонтами 1С:ТОИР.
Интегрированный веб-портал на платформе Битрикс способствовал значительному ускорению и упрощению процесса регистрации обращений. Он предоставляет удобный доступ пользователям к форме регистрации обращений, их статусу, истории выполнения, дает возможность оценить качество выполненных работ или вернуть обращения на доработку.
В результате реализации такой архитектуры, в каталоге удалось консолидировать 100% услуг, оказываемых всеми сервисными подразделениями аэропортов, в ходящих в холдинг. Более 2000 пользователей получили возможность регистрировать обращения через портал самообслуживания, чтобы далее с обращениями работали более 240 исполнителей. Это помогло ускорить процесс исполнения заявок и повысить прозрачность контроля внутреннего сервиса.
Решение позволило объединить в едином корпоративном Service Desk 1С:ITILIUM услуги восьми подразделений всех аэропортов компании:
- Аэродромная служба - плоскостные сооружения аэродрома (разметка, знаки, покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона);
- Группа эксплуатации парковочных систем - шлагбаумы, стойки пропуска, терминалы оплаты, видеонаблюдение;
- Служба информационных и производственных технологий - ИТ оборудование и системы безопасности, компьютеры, оргтехника, информационные системы, оборудование досмотра, охраны периметра, пожарной безопасности, видеонаблюдения;
- Служба спецтранспорта - весь транспорт аэропорта (трапы, тягачи, перронные автобусы, амбулифты);
- Служба тепло- и санитарно-технического обеспечения - теплоснабжение, водоснабжение, канализация, сантехника;
- Служба технического обслуживания и ремонта технологического оборудования - система обработки багажа, система вентиляции и кондиционирования, телетрапы, лифты, эскалаторы;
- Служба эксплуатации наземных сооружений - клининг, ремонт мебели, помещений, хозяйственные и садовые работы, снабжение питьевой водой и бумагой для печати;
- Служба электро-светотехнического обеспечения полетов - свето-сигнальная система аэродрома и все электроснабжение аэропорта.
Весь этот процесс обеспечивает значительный рост качества взаимодействия подразделений, заказывающих услуги, и подразделений, выполняющих работы по обращениям, что напрямую влияет на главную задачу аэропортов - качественное обслуживание пассажиров.
В совокупности с учетом базы данных 1С:ТОИР в 1С:ITILIUM заведено более 85 000 единиц учета по которым можно зарегистрировать обращение, распределенных между тремя аэропортами: Сочи - более 31 000 ед., Краснодар - 34 000 ед. и Анапа - 22 000 ед.
В результате интеграции с 1С:ТОИР удалось автоматизировать процесс, в котором в зависимости от выбранной услуги и конфигурационной единицы обращения автоматически распределяются по рабочим группа внутри 1С:ITILIUM или передаются на исполнение в рабочие группы ТОИР. После выполнения работ, информация в обратном направлении направляется заказчику, весь процесс полностью автоматизирован.
Справочники и документы базы 1С:ТОИР в зависимости от типа мигрируют в соответствующие им справочники и документы 1С:ITILIUM. Так, например, справочник "объектов ремонта" в процессе интеграции передается и трансформируется в справочник "конфигурационных единиц", а справочник "типовых дефектов" - в справочник "каталог услуг" базы 1С:ITILIUM.
Вся история работы с обращениями вне зависимости от системы, в которой с ними работали, консолидируется в 1С:ITILIUM.
В результате внедрения 1С:ITILIUM выполнено замещение импортного программного обеспечения класса Servise Desk, переход исключил риски зависимости не только без ухудшения качества оказываемых услуг, но и с значительными улучшениями. Такими как:
- Расширение возможностей поддержки и развития сервиса благодаря платформе 1С;
- Повышение уровня оказываемого сервиса для сотрудников, регистрирующих обращения,
- Создание единой базы данных о работе всех сервисных подразделений компании.
Отметим, что конкурс "1С:Проект года" проводится фирмой "1С" с 2017 года для выявления лучших практик на рынке корпоративной автоматизации. Победа присуждается по итогам оценки масштаба, уникальности и достигнутого экономического эффекта проектов цифровой трансформации.
Авторские права на данный материал принадлежат «Международный аэропорт "Сочи"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников