Госкорпорация Ростех
9 июня 2025, 05:30
Профессии Ростеха: инженер-программист в авиастроении
О своей работе рассказывает инженер-программист оборудования металлообработки с программным управлением филиала ПАО "Ил" - Авиастар Изия Нигмадьянова
Сегодня о своей работе рассказывает Изия Нигмадьянова - инженер-программист оборудования металлообработки с программным управлением филиала ПАО "Ил" - Авиастар Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Здесь производят транспортные самолеты Ил-76МД-90А, а также компоненты для пассажирских самолетов МС-21 и Ил-114-300.
Свою профессиональную деятельность Изия Софияновна начала в 1981 году после окончания факультета вычислительной математики и кибернетики Казанского государственного университета. Она устроилась инженером-математиком в управление организации производства Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (сегодня - Авиастар).
"Каждый из нас, кто начинал строить воздушные суда в Ульяновске, чувствовал себя важным звеном в производственном процессе. Поднимая в небо самолеты, мы воспитывали в себе силу воли, твердость характера и ответственность", - вспоминает она.
Инженер-программист ЧПУ отвечает за разработку управляющих программ для станков, задействованных в производстве деталей самолетов. Эта работа требует глубоких знаний в математике, логике, программировании, понимания принципов работы станков и систем ЧПУ.
По словам Изии Софияновны, важно уметь не только технически решать задачи, но и четко формулировать цели, систематизировать информацию, а также эффективно взаимодействовать с командой - разработчиками и операторами станков.
Основные инструменты ее труда - компьютер и сами станки. Она занимается созданием постпроцессоров, внедрением их на станки и адаптацией CAD/CAM-систем под нужды производства, чтобы обеспечить стабильную и точную работу оборудования.
Одним из наиболее запомнившихся проектов стала разработка системы автоматизации расчета управляющих программ CASIUS-3D, использованной при производстве первого Ан-124. Также в 1991 году команда, в которой работала Изия Нигмадьянова, создала систему геометрического моделирования и программирования обработки деталей для оборудования с ЧПУ. Параллельно была выбрана и внедрена система 3D-моделирования, которая позволила выпускать конструкторскую документацию, разрабатывать управляющие программы (УП) для станков с ЧПУ и конструировать различную технологическую оснастку. Была разработана база для хранения и работы с данными, где вся информация структурировалась по изделиям, модификациям, сериям запуска - проделана была титаническая работа.
Разработки Нигмадьяновой сегодня эффективно используются на предприятии. Она продолжает разрабатывать постпроцессоры, внедряет их на новые станки и всегда идет в ногу со временем.
"Все мои профессиональные достижения - это результат работы нашей команды. Я всегда работала с целеустремленными и увлеченными коллегами", - говорит Изия Софияновна.
Еще с 1990-х годов героиня активно делится знаниями с молодыми специалистами. Она читает лекции в Институте авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета, преподает профильные предметы в авиационном колледже.
Профессионализм Изии Софияновны многократно отмечался на высоком уровне. В 2021 году она была награждена Почетной грамотой ПАО "ОАК", а в 2023 году получила Благодарственное письмо Федерации профсоюзов Ульяновской области.
"Ощущение, что я занимаюсь любимой работой, востребована как специалист, что меня ценят на родном заводе, придает уверенность в своих возможностях и стремление реализовать новые задачи", - делится она.
На вопрос о будущем профессии она отвечает с уверенностью: "Хорошие перспективы. Специалист с нужными знаниями и опытом всегда сможет найти интересную и достойно оплачиваемую работу".
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
