О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путешествие без перегруза

Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса авиапассажиров о выборе перелетов и багаже по заказу Отраслевого агентства "АвиаПорт".

КОРОТКО О ГЛАВНОМ:

  • Наиболее важные критерии при выборе авиаперелета: отсутствие задержек у авиакомпании (индекс 71 п.), полная стоимость билета (70 п.), норма провоза ручной клади и багажа (56-57 п.).

  • По самооценке 59% пассажиров знают правила перевозки ручной клади на хорошо и отлично.

  • 50% в ручную кладь берут минимум вещей; 21% стараются уместить максимум, остальные по-разному.

  • 89% говорят, что им хватает места в самолете для размещения ручной клади.


Мне бы в небо…

Представить современный мир без авиаперелетов уже невозможно. В 2025 г. пассажиропоток в России сохраняется на высоком уровне, за девять месяцев этого года услугами отечественных авиакомпаний воспользовались почти 84 млн человек.

При поиске вариантов и приобретении авиабилетов пассажиры демонстрируют рациональное и прагматичное поведение. Наиболее важными факторами выбора варианта перелёта являются отсутствие задержек рейсов у авиакомпании и общая стоимость билета (индекс важности равен 71 и 70 пунктов соответственно). На третьем месте по важности факторы, связанные с багажом: нормы провоза багажа и ручной клади авиакомпании-перевозчика (индекс равен 56-57 п.).

Летающие в путешествия и на отдых в среднем предъявляют больше требований к перелету. Среди них выше чувствительность к цене и норме провоза ручной клади, для них чаще важно наличие питания на борту, и они более внимательны к отзывам об авиакомпании. Те же, кто летает по работе или учебе, напротив, менее притязательны к факторам выбора перелета, для них менее важны и аэропорт вылета/ прилета, и время вылета, и другие факторы.

При этом такие параметры как бренд авиакомпании, тип самолета, участие в программах лояльности и даже отзывы в интернете имеют устойчиво отрицательные индексы. Иными словами, внимание пассажиров смещено скорее к объективным характеристикам сервиса. Индекс аэропорта вылета удерживается на уровне около нуля независимо от того, с какой целью люди совершают перелеты, что говорит о готовности пассажиров рассматривать компромиссы ради оптимального сочетания цены, времени и условий.

"Дама сдавала в багаж…"

Практически все пассажиры считают себя в той или иной степени информированными о правилах перевозки ручной клади: большая часть оценивает свои знания как "отличные" или "хорошие" (59%). Уровень уверенности напрямую связан с опытом перелётов: чем чаще люди летают, тем выше их самооценка. Женщины чаще мужчин уверены в своих знаниях на эту тему.

Несмотря на высокую оценку своих знаний, абсолютное большинство пассажиров (97%) все равно знакомятся с дополнительной информацией перед полетом. Это происходит преимущественно через официальные источники: интерфейсы оформления билета и правила авиакомпаний, а самостоятельный поиск в интернете служит скорее дополнительным, а не основным каналом.

Чем меньше, тем лучше?

Каждый второй пассажир старается брать с собой в ручную кладь только необходимый минимум вещей. Показатель выше среди мужчин (53% против 47% среди женщин), тогда как женщины, напротив, чаще стараются взять с собой в багаж максимальное количество вещей (24% против 18% среди мужчин).

Почти все пассажиры за последний год обходились без доплат за ручную кладь, однако риск столкнуться с дополнительными расходами заметно выше среди тех, кто пытается взять с собой максимум вещей. Именно эта группа чаще других выходит за рамки норм авиакомпаний, тогда как сторонники минималистичного подхода практически не сталкиваются с доплатами.

Большинство пассажиров также практически не сталкиваются с дефицитом места для размещения ручной клади: подавляющая часть говорит, что места хватает всегда или почти всегда. Проблемы возникают у небольшой группы, чаще среди самых молодых и самых возрастных путешественников.

Пассажиры крайне позитивно относятся к любым правилам, которые делают путешествие проще и избавляют от небольших ограничений. Почти все считают удобным отсутствие лимита по весу ручной клади и возможность бесплатно провозить набор базовых дополнительных вещей.

Строгий формат провоза покупок из Duty Free вызывает смешанную реакцию: примерно половине установленной нормы хватает, и лишь некоторые пользователи находят ограничения неудобными, но треть не пользуется им вовсе.

В целом, пассажиры стремятся к простоте и предсказуемости: большинство берет в ручную кладь лишь необходимый минимум, редко сталкивается с доплатами или дефицитом места, высоко ценит гибкие правила провоза, а строгие ограничения (например, в Duty Free) воспринимает скорее нейтрально, чем проблемно.

Метод: личные формализованные интервью с использованием планшетов на территории аэропортов (CAPI).

Целевая аудитория: авиапассажиры, граждане в возрасте 18 лет и старше, прилетевшие в аэропорты или вылетающие из аэропортов Внуково, Шереметьево (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург).

Выборка: 1 800 респондента (по 600 респондентов в каждом аэропорту).

Даты опроса: 1 - 12 ноября 2025 г.

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Индекс*

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

85

14

1

71

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

84

14

2

70

Норма провоза ручной клади

78

21

1

57

Норма провоза багажа, включенная в тариф

78

22

0

56

Время вылета/ прилёта

75

24

1

51

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

71

27

2

44

Качество сервиса на борту самолета

72

28

0

44

Аэропорт вылета/ прилета

49

49

2

0

Наличие бесплатного питания в полете

47

52

1

-5

Отзывы об авиакомпании в интернете

43

55

2

-12

Участие в программе лояльности авиакомпании

37

61

2

-24

Конкретная авиакомпания

35

65

0

-30

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

31

67

2

-36

*Индекс рассчитывается как разница между суммой положительных и отрицательных ответов, вариант "затрудняюсь ответить" не учитывается. Значение индекса может варьироваться от –100 до +100 пунктов: положительные значения отражают преобладание значимости критерия для респондентов, отрицательные - его невысокую важность или отсутствие значимого влияния; чем выше значение индекса, тем более важен критерий для респондентов.

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных)

 

Какими были наиболее частые цели Ваших полётов за последние 12 месяцев: работа/ учёба

Важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Индекс

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

85

15

0

70

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

81

18

1

63

Норма провоза багажа, включенная в тариф

79

21

0

58

Норма провоза ручной клади

75

24

1

51

Время вылета/ прилёта

73

26

1

47

Качество сервиса на борту самолета

72

28

0

44

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

71

29

0

42

Аэропорт вылета/ прилета

47

51

2

-4

Наличие бесплатного питания в полете

45

55

0

-10

Участие в программе лояльности авиакомпании

38

60

2

-22

Отзывы об авиакомпании в интернете

38

61

1

-23

Конкретная авиакомпания

34

65

1

-31

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

31

67

2

-36

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных)

 

Какими были наиболее частые цели Ваших полётов за последние 12 месяцев: отдых

Важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Индекс

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

88

9

3

79

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

87

13

0

74

Норма провоза багажа, включенная в тариф

79

19

2

60

Норма провоза ручной клади

78

20

2

58

Время вылета/ прилёта

76

23

1

53

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

72

27

1

45

Качество сервиса на борту самолета

71

28

1

43

Аэропорт вылета/ прилета

49

49

2

0

Наличие бесплатного питания в полете

49

50

1

-1

Отзывы об авиакомпании в интернете

47

52

1

-5

Конкретная авиакомпания

38

61

1

-23

Участие в программе лояльности авиакомпании

37

61

2

-24

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

33

65

2

-32

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, представлены индексы)

 

Все опрошенные

Летающие по работе/ учебе

Летающие на отдых

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

71

70

74

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

70

63

79

Норма провоза ручной клади

57

51

58

Норма провоза багажа, включенная в тариф

56

58

60

Время вылета/ прилёта

51

47

53

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

44

42

45

Качество сервиса на борту самолета

44

44

43

Аэропорт вылета/ прилета

0

-4

0

Наличие бесплатного питания в полете

-5

-10

-1

Отзывы об авиакомпании в интернете

-12

-23

-5

Участие в программе лояльности авиакомпании

-24

-22

-24

Конкретная авиакомпания

-30

-31

-23

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

-36

-36

-32

Как бы Вы оценили свои знания правил перевозки ручной клади в самолетах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Пол

За последние 12 месяцев сколько примерно перелётов по России или за границу Вы совершили?

Мужской

Женский

Летел/ полечу в первый раз

1-2 раза

3-4 раза

5 раз и более

 Затрудняюсь ответить

Отличные/ хорошие

59

55

63

40

54

64

71

0

Средние

34

35

33

44

39

32

23

100

Плохие/ очень плохие

6

9

4

13

7

4

5

0

Затрудняюсь ответить

1

1

0

3

0

0

1

0

Как обычно Вы узнаете о правилах провоза ручной клади перед очередным полетом?

(закрытый вопрос, до 2-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Читаю информацию, которая появляется при оформлении билета

42

41

42

Читаю правила перевозки ручной клади авиакомпании

40

36

43

Читаю информацию в интернете

29

29

28

Спрашиваю родственников/ друзей/ знакомых

9

10

8

Ничего специально не делаю

3

4

3

Другое

1

1

1

Затрудняюсь ответить

0

0

0

Некоторые пассажиры берут в ручную кладь минимум самых необходимых вещей. Другие стараются уместить максимальное количество вещей.  А как обычно поступаете Вы? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Беру минимум самых необходимых вещей

50

53

47

Стараюсь уместить максимальное количество вещей

21

18

24

Всегда по-разному

28

29

28

Затрудняюсь ответить

1

0

1

За последние 12 месяцев Вам доводилось или нет доплачивать за ручную кладь в аэропорту при регистрации на рейс, потому что она превышала нормы авиакомпании?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Используемые практики перевоза ручной клади

Беру минимум самых необходимых вещей

Стараюсь уместить максимальное количество вещей

Всегда по-разному

Затрудняюсь ответить

Да, 1 раз

7

5

11

8

50

Да, 2-3 раза

3

2

4

2

0

Да, более трех раз

0

0

0

1

0

Нет

90

93

85

88

50

Затрудняюсь ответить

0

0

0

1

0

Вам обычно хватает или не хватает места в салоне самолета для удобного размещения ручной клади? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Почти всегда хватает

66

57

68

69

70

68

Чаще хватает

23

30

23

22

21

18

Чаще не хватает

7

10

6

7

7

8

Почти всегда не хватает

2

1

2

2

2

3

Затрудняюсь ответить

2

2

1

0

0

3

Для Вас удобно или нет, когда у авиакомпании нет ограничений по весу ручной клади?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Удобно

79

Нет

5

Мне все равно

16

Затрудняюсь ответить

0

Лично для Вас удобно или нет, когда авиакомпания позволяет сверх нормы ручной клади провозить следующие вещи: ноутбук, зонт, букет цветов, верхнюю одежду, портплед с костюмом, детскую коляску-трость, средства помощи передвижению: костыли, трости, ходунки? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Удобно

80

Нет

4

Мне все равно

15

Затрудняюсь ответить

1

Для Вас достаточна или не достаточна норма провоза товаров из Duty Free (дьюти фри) в пакетах размером не более 10 на 10 на 5 сантиметров?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто за последние 12 месяцев совершал международный перелёт)

Достаточна

49

Не достаточна

15

Мне все равно/ не пользуюсь дьюти фри

35

Затрудняюсь ответить

1

 

Авторские права на данный материал принадлежат «ВЦИОМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка