Путешествие без перегруза
КОРОТКО О ГЛАВНОМ:
-
Наиболее важные критерии при выборе авиаперелета: отсутствие задержек у авиакомпании (индекс 71 п.), полная стоимость билета (70 п.), норма провоза ручной клади и багажа (56-57 п.).
-
По самооценке 59% пассажиров знают правила перевозки ручной клади на хорошо и отлично.
-
50% в ручную кладь берут минимум вещей; 21% стараются уместить максимум, остальные по-разному.
-
89% говорят, что им хватает места в самолете для размещения ручной клади.
Мне бы в небо…
Представить современный мир без авиаперелетов уже невозможно. В 2025 г. пассажиропоток в России сохраняется на высоком уровне, за девять месяцев этого года услугами отечественных авиакомпаний воспользовались почти 84 млн человек.
При поиске вариантов и приобретении авиабилетов пассажиры демонстрируют рациональное и прагматичное поведение. Наиболее важными факторами выбора варианта перелёта являются отсутствие задержек рейсов у авиакомпании и общая стоимость билета (индекс важности равен 71 и 70 пунктов соответственно). На третьем месте по важности факторы, связанные с багажом: нормы провоза багажа и ручной клади авиакомпании-перевозчика (индекс равен 56-57 п.).
Летающие в путешествия и на отдых в среднем предъявляют больше требований к перелету. Среди них выше чувствительность к цене и норме провоза ручной клади, для них чаще важно наличие питания на борту, и они более внимательны к отзывам об авиакомпании. Те же, кто летает по работе или учебе, напротив, менее притязательны к факторам выбора перелета, для них менее важны и аэропорт вылета/ прилета, и время вылета, и другие факторы.
При этом такие параметры как бренд авиакомпании, тип самолета, участие в программах лояльности и даже отзывы в интернете имеют устойчиво отрицательные индексы. Иными словами, внимание пассажиров смещено скорее к объективным характеристикам сервиса. Индекс аэропорта вылета удерживается на уровне около нуля независимо от того, с какой целью люди совершают перелеты, что говорит о готовности пассажиров рассматривать компромиссы ради оптимального сочетания цены, времени и условий.
"Дама сдавала в багаж…"
Практически все пассажиры считают себя в той или иной степени информированными о правилах перевозки ручной клади: большая часть оценивает свои знания как "отличные" или "хорошие" (59%). Уровень уверенности напрямую связан с опытом перелётов: чем чаще люди летают, тем выше их самооценка. Женщины чаще мужчин уверены в своих знаниях на эту тему.
Несмотря на высокую оценку своих знаний, абсолютное большинство пассажиров (97%) все равно знакомятся с дополнительной информацией перед полетом. Это происходит преимущественно через официальные источники: интерфейсы оформления билета и правила авиакомпаний, а самостоятельный поиск в интернете служит скорее дополнительным, а не основным каналом.
Чем меньше, тем лучше?
Каждый второй пассажир старается брать с собой в ручную кладь только необходимый минимум вещей. Показатель выше среди мужчин (53% против 47% среди женщин), тогда как женщины, напротив, чаще стараются взять с собой в багаж максимальное количество вещей (24% против 18% среди мужчин).
Почти все пассажиры за последний год обходились без доплат за ручную кладь, однако риск столкнуться с дополнительными расходами заметно выше среди тех, кто пытается взять с собой максимум вещей. Именно эта группа чаще других выходит за рамки норм авиакомпаний, тогда как сторонники минималистичного подхода практически не сталкиваются с доплатами.
Большинство пассажиров также практически не сталкиваются с дефицитом места для размещения ручной клади: подавляющая часть говорит, что места хватает всегда или почти всегда. Проблемы возникают у небольшой группы, чаще среди самых молодых и самых возрастных путешественников.
Пассажиры крайне позитивно относятся к любым правилам, которые делают путешествие проще и избавляют от небольших ограничений. Почти все считают удобным отсутствие лимита по весу ручной клади и возможность бесплатно провозить набор базовых дополнительных вещей.
Строгий формат провоза покупок из Duty Free вызывает смешанную реакцию: примерно половине установленной нормы хватает, и лишь некоторые пользователи находят ограничения неудобными, но треть не пользуется им вовсе.
В целом, пассажиры стремятся к простоте и предсказуемости: большинство берет в ручную кладь лишь необходимый минимум, редко сталкивается с доплатами или дефицитом места, высоко ценит гибкие правила провоза, а строгие ограничения (например, в Duty Free) воспринимает скорее нейтрально, чем проблемно.
Метод: личные формализованные интервью с использованием планшетов на территории аэропортов (CAPI).
Целевая аудитория: авиапассажиры, граждане в возрасте 18 лет и старше, прилетевшие в аэропорты или вылетающие из аэропортов Внуково, Шереметьево (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург).
Выборка: 1 800 респондента (по 600 респондентов в каждом аэропорту).
Даты опроса: 1 - 12 ноября 2025 г.
|
Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета? (закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных) |
||||
|
|
Все опрошенные |
|||
|
Важно |
Не важно |
Затрудняюсь ответить |
Индекс* |
|
|
Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании |
85 |
14 |
1 |
71 |
|
Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг |
84 |
14 |
2 |
70 |
|
Норма провоза ручной клади |
78 |
21 |
1 |
57 |
|
Норма провоза багажа, включенная в тариф |
78 |
22 |
0 |
56 |
|
Время вылета/ прилёта |
75 |
24 |
1 |
51 |
|
Возможность возврата или обмена билета без комиссии |
71 |
27 |
2 |
44 |
|
Качество сервиса на борту самолета |
72 |
28 |
0 |
44 |
|
Аэропорт вылета/ прилета |
49 |
49 |
2 |
0 |
|
Наличие бесплатного питания в полете |
47 |
52 |
1 |
-5 |
|
Отзывы об авиакомпании в интернете |
43 |
55 |
2 |
-12 |
|
Участие в программе лояльности авиакомпании |
37 |
61 |
2 |
-24 |
|
Конкретная авиакомпания |
35 |
65 |
0 |
-30 |
|
Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.) |
31 |
67 |
2 |
-36 |
*Индекс рассчитывается как разница между суммой положительных и отрицательных ответов, вариант "затрудняюсь ответить" не учитывается. Значение индекса может варьироваться от –100 до +100 пунктов: положительные значения отражают преобладание значимости критерия для респондентов, отрицательные - его невысокую важность или отсутствие значимого влияния; чем выше значение индекса, тем более важен критерий для респондентов.
|
Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета? (закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных) |
||||
|
|
Какими были наиболее частые цели Ваших полётов за последние 12 месяцев: работа/ учёба |
|||
|
Важно |
Не важно |
Затрудняюсь ответить |
Индекс |
|
|
Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании |
85 |
15 |
0 |
70 |
|
Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг |
81 |
18 |
1 |
63 |
|
Норма провоза багажа, включенная в тариф |
79 |
21 |
0 |
58 |
|
Норма провоза ручной клади |
75 |
24 |
1 |
51 |
|
Время вылета/ прилёта |
73 |
26 |
1 |
47 |
|
Качество сервиса на борту самолета |
72 |
28 |
0 |
44 |
|
Возможность возврата или обмена билета без комиссии |
71 |
29 |
0 |
42 |
|
Аэропорт вылета/ прилета |
47 |
51 |
2 |
-4 |
|
Наличие бесплатного питания в полете |
45 |
55 |
0 |
-10 |
|
Участие в программе лояльности авиакомпании |
38 |
60 |
2 |
-22 |
|
Отзывы об авиакомпании в интернете |
38 |
61 |
1 |
-23 |
|
Конкретная авиакомпания |
34 |
65 |
1 |
-31 |
|
Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.) |
31 |
67 |
2 |
-36 |
|
Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета? (закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных) |
||||
|
|
Какими были наиболее частые цели Ваших полётов за последние 12 месяцев: отдых |
|||
|
Важно |
Не важно |
Затрудняюсь ответить |
Индекс |
|
|
Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг |
88 |
9 |
3 |
79 |
|
Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании |
87 |
13 |
0 |
74 |
|
Норма провоза багажа, включенная в тариф |
79 |
19 |
2 |
60 |
|
Норма провоза ручной клади |
78 |
20 |
2 |
58 |
|
Время вылета/ прилёта |
76 |
23 |
1 |
53 |
|
Возможность возврата или обмена билета без комиссии |
72 |
27 |
1 |
45 |
|
Качество сервиса на борту самолета |
71 |
28 |
1 |
43 |
|
Аэропорт вылета/ прилета |
49 |
49 |
2 |
0 |
|
Наличие бесплатного питания в полете |
49 |
50 |
1 |
-1 |
|
Отзывы об авиакомпании в интернете |
47 |
52 |
1 |
-5 |
|
Конкретная авиакомпания |
38 |
61 |
1 |
-23 |
|
Участие в программе лояльности авиакомпании |
37 |
61 |
2 |
-24 |
|
Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.) |
33 |
65 |
2 |
-32 |
|
Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета? (закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, представлены индексы) |
||||
|
|
Все опрошенные |
Летающие по работе/ учебе |
Летающие на отдых |
|
|
Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании |
71 |
70 |
74 |
|
|
Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг |
70 |
63 |
79 |
|
|
Норма провоза ручной клади |
57 |
51 |
58 |
|
|
Норма провоза багажа, включенная в тариф |
56 |
58 |
60 |
|
|
Время вылета/ прилёта |
51 |
47 |
53 |
|
|
Возможность возврата или обмена билета без комиссии |
44 |
42 |
45 |
|
|
Качество сервиса на борту самолета |
44 |
44 |
43 |
|
|
Аэропорт вылета/ прилета |
0 |
-4 |
0 |
|
|
Наличие бесплатного питания в полете |
-5 |
-10 |
-1 |
|
|
Отзывы об авиакомпании в интернете |
-12 |
-23 |
-5 |
|
|
Участие в программе лояльности авиакомпании |
-24 |
-22 |
-24 |
|
|
Конкретная авиакомпания |
-30 |
-31 |
-23 |
|
|
Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.) |
-36 |
-36 |
-32 |
|
|
Как бы Вы оценили свои знания правил перевозки ручной клади в самолетах? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||||||||
|
|
Все опрошенные |
Пол |
За последние 12 месяцев сколько примерно перелётов по России или за границу Вы совершили? |
||||||
|
Мужской |
Женский |
Летел/ полечу в первый раз |
1-2 раза |
3-4 раза |
5 раз и более |
Затрудняюсь ответить |
|
||
|
Отличные/ хорошие |
59 |
55 |
63 |
40 |
54 |
64 |
71 |
0 |
|
|
Средние |
34 |
35 |
33 |
44 |
39 |
32 |
23 |
100 |
|
|
Плохие/ очень плохие |
6 |
9 |
4 |
13 |
7 |
4 |
5 |
0 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
|
Как обычно Вы узнаете о правилах провоза ручной клади перед очередным полетом? (закрытый вопрос, до 2-х ответов, % от всех опрошенных) |
|||
|
|
Все опрошенные |
Мужской |
Женский |
|
Читаю информацию, которая появляется при оформлении билета |
42 |
41 |
42 |
|
Читаю правила перевозки ручной клади авиакомпании |
40 |
36 |
43 |
|
Читаю информацию в интернете |
29 |
29 |
28 |
|
Спрашиваю родственников/ друзей/ знакомых |
9 |
10 |
8 |
|
Ничего специально не делаю |
3 |
4 |
3 |
|
Другое |
1 |
1 |
1 |
|
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
|
Некоторые пассажиры берут в ручную кладь минимум самых необходимых вещей. Другие стараются уместить максимальное количество вещей. А как обычно поступаете Вы? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||
|
|
Все опрошенные |
Мужской |
Женский |
|
Беру минимум самых необходимых вещей |
50 |
53 |
47 |
|
Стараюсь уместить максимальное количество вещей |
21 |
18 |
24 |
|
Всегда по-разному |
28 |
29 |
28 |
|
Затрудняюсь ответить |
1 |
0 |
1 |
|
За последние 12 месяцев Вам доводилось или нет доплачивать за ручную кладь в аэропорту при регистрации на рейс, потому что она превышала нормы авиакомпании? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||||
|
|
Все опрошенные |
Используемые практики перевоза ручной клади |
|||
|
Беру минимум самых необходимых вещей |
Стараюсь уместить максимальное количество вещей |
Всегда по-разному |
Затрудняюсь ответить |
||
|
Да, 1 раз |
7 |
5 |
11 |
8 |
50 |
|
Да, 2-3 раза |
3 |
2 |
4 |
2 |
0 |
|
Да, более трех раз |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
Нет |
90 |
93 |
85 |
88 |
50 |
|
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
Вам обычно хватает или не хватает места в салоне самолета для удобного размещения ручной клади? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||||||
|
|
Все опрошенные |
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
|
|
Почти всегда хватает |
66 |
57 |
68 |
69 |
70 |
68 |
|
|
Чаще хватает |
23 |
30 |
23 |
22 |
21 |
18 |
|
|
Чаще не хватает |
7 |
10 |
6 |
7 |
7 |
8 |
|
|
Почти всегда не хватает |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
3 |
|
|
Для Вас удобно или нет, когда у авиакомпании нет ограничений по весу ручной клади? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|
|
Удобно |
79 |
|
Нет |
5 |
|
Мне все равно |
16 |
|
Затрудняюсь ответить |
0 |
|
Лично для Вас удобно или нет, когда авиакомпания позволяет сверх нормы ручной клади провозить следующие вещи: ноутбук, зонт, букет цветов, верхнюю одежду, портплед с костюмом, детскую коляску-трость, средства помощи передвижению: костыли, трости, ходунки? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|
|
Удобно |
80 |
|
Нет |
4 |
|
Мне все равно |
15 |
|
Затрудняюсь ответить |
1 |
|
Для Вас достаточна или не достаточна норма провоза товаров из Duty Free (дьюти фри) в пакетах размером не более 10 на 10 на 5 сантиметров? (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто за последние 12 месяцев совершал международный перелёт) |
|
|
Достаточна |
49 |
|
Не достаточна |
15 |
|
Мне все равно/ не пользуюсь дьюти фри |
35 |
|
Затрудняюсь ответить |
1 |