Аргументы и факты
20 ноября 2025, 08:08
Пути, которые нас выбирают. Воздушные, водные и ж/д маршруты преображаются
Цель национального проекта "Эффективная транспортная система" - создание в стране единой современной сети сообщений. Формирование "бесшовной" транспортной инфраструктуры даст возможность повысить комфорт передвижения людей, скорость и объем перемещения грузов по стране и за рубеж.
Только самолетом…
Куда же нам без неба? В XXI веке люди все больше летают самолетами и по делам, и в отпуск. С января по сентябрь этого года российские авиакомпании перевезли без малого 84 миллиона пассажиров, и более 63 миллионов из них выбрали внутренние маршруты.
"За последние три года структура авиаперевозок в нашей стране сильно изменилась, - говорит исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Доля перевозок на международных авиалиниях сократилась с 52-54% до 24-25%. Большой акцент сейчас делается на развитии внутреннего авиасообщения. Наблюдается постепенная децентрализация: растет доля прямых рейсов между регионами, совершаемых в обход Москвы. Это снижает нагрузку на столичный транспортный узел, дает импульс развитию региональных хабов, способствует экономическому росту регионов в целом".
Кстати, это касается и других крупных транспортных узлов - таких как Санкт-Петербург и Сочи. Открытие аэропортов в Геленджике и Краснодаре показало, что спрос на полеты по этим направлениям весьма высок.
Главная задача отечественных авиагаваней - обеспечивать связанность территорий страны и поддерживать авиационную мобильность, то есть приоритетно обслуживать внутренние рейсы.
К 2030 году планируется повысить авиационную подвижность жителей (среднее число полетов на одного жителя) в 1,5 раза, по сравнению с 2023-м. Для этого, в частности, модернизируют аэропорты.
В марте первые рейсы принял новый терминал аэропорта Петропавловска-Камчатского, который стал в 5 раз просторнее старого. Пропускная способность воздушной гавани увеличилась почти вдвое. Этому способствовала в том числе модернизация аэродромной инфраструктуры по нацпроекту: в прошлом году построили основной пассажирский перрон, который рассчитан на стоянку 9 самолетов, перрон малой авиации на 3 места, рулежную дорожку и другое. Так что аэропорт может принимать больше самолетов одновременно, а значит, и пассажиров.
В аэропорту Благовещенска обновили 3-километровую взлетно-посадочную полосу и ввели в эксплуатацию новый перрон площадью 24 тысячи квадратных метров, сейчас к вводу в эксплуатацию готовятся две новые рулежные дорожки.
В аэропорту Горно-Алтайска к 2028 году удлинят взлетно-посадочную полосу и расширят перрон для стоянки воздушных судов, построят новую рулежную дорожку, здание аварийно-спасательной службы, а также новый аэровокзал.
Всего по национальному проекту "Эффективная транспортная система" модернизируют не менее 75 авиагаваней, в том числе 14 аэродромов в Арктической зоне и 25 на Дальнем Востоке.
Москва - Петербург
В 2028 году планируется запуск первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург.
"Во всех странах, где строили ВСМ, это способствовало технологическому и инновационному развитию, росту национального машиностроения, - считает научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - Так что строительство ВСМ в РФ - это импульс для страны. Благодаря такому проекту мы получаем гарантированный заказ на абсолютно инновационный продукт. Почему еще этот проект мне импонирует? Потому что у нас будет свой пример самого прогрессивного тренда железнодорожного развития. Сможем не отправлять своих студентов и инженеров смотреть, как устроен маршрут Париж - Лондон или Пекин - Шанхай, а обучать их на примере своей ВСМ".
Для создания высокоскоростного маршрута строится железнодорожная инфраструктура и создается новый поезд, который сможет развивать скорость до 400 километров в час.
ВСМ пройдет по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей и сделает их более доступными. Это, в частности, даст больше возможностей для путешествий по стране. К 2050 году планируется построить целую сеть таких магистралей длиной более 4,5 тысячи километров. Этот проект создает новые стандарты отечественных технологий и подтверждает суверенитет страны в самых передовых отраслях.
По рекам и морям
Протяженность внутренних водных путей России - почти 102 тысячи километров. Это одна из перспективных транспортных систем, в том числе для наращивания пассажирских перевозок. Планируется, что к 2030 году пассажиропоток на внутренних водных путях вырастет до 19 миллионов человек, в том числе за счет туристов.
По словам руководителя комиссии по круизам Российского союза туриндустрии Алексея Растегаева, речной туризм в России развивается на фоне роста внутреннего турпотока и действия мер господдержки отрасли. В сезоне 2024 года загрузка теплоходов приблизилась к 100%.
Сезон этого года уже закрыт, и можно с уверенностью сказать, что продажи круизов по сравнению с прошлым годом выглядели не хуже.
Два заметных тренда: речные круизы стали пользоваться повышенным спросом со стороны молодых семей с детьми; к этому виду путешествий возвращается около 60% тех, кто однажды его попробовал.
По нацпроекту предусмотрен комплекс мероприятий на 31 объекте внутренних водных путей. Речь о строительстве новых и модернизации существующих гидротехнических сооружений, а также о работах по углублению фарватеров и укреплению берегов. Эти меры позволят ходить по русским рекам более крупным судам с большим количеством пассажиров.
Сейчас уже ведется реконструкция гидросооружений в Енисейском, Волжском, Камском, Азово-Донском, Байкало-Ангарском, Беломорско-Онежском, Волго-Донском, Волго-Балтийском и Московском бассейнах.
Не отстают от речников и моряки. Предстоит модернизировать 15 морских портов, которые в том числе принимают пассажирские суда.
Например, в следующем году запустят новый круизный маршрут из Владивостока в Петропавловск-Камчатский и обратно. Туристы смогут посетить сразу несколько дальневосточных портов, из которых будут организованы экскурсии на популярные объекты Камчатки, Приморья и Сахалина.
По национальному проекту "Эффективная транспортная система" развивается и Северный морской путь. На Арктику приходится свыше четверти территории страны. Здесь живут и работают почти 2,5 миллиона человек. Поэтому важно обеспечить устойчивую логистику для доставки продовольствия, материалов и другого.
В этом помогает ледокольный флот. У России он самый мощный в мире и единственный, в котором есть атомные суда: 42 ледокола (34 дизель-электрических и 8 атомных).
Они обеспечивают проводку примерно тысячи судов в год. Атомные ледоколы проекта 22220 могут работать как на трассах Севморпути, так и в устьях сибирских рек. Четыре таких атомохода ("Арктика", "Сибирь", "Урал" и "Якутия") уже выполняют задачи в Арктике, а еще три ("Чукотка", "Ленинград" и "Сталинград") строятся. В процессе строительства - также сверхмощный ледокол "Россия" со 120-мегаваттным двигателем.
Зеленый коридор
Для организации путешествий и перевозки грузов ведется модернизация пунктов пропуска через госграницу. Конечная цель - сократить время досмотра и сделать эту часть путешествия комфортнее.
Самый, пожалуй, необычный пункт - это Благовещенск-1. Он заработает в следующем году и будет расположен у первой в мире канатной дороги между двумя странами - Россией и Китаем. Через него смогут проходить до 2,5 миллиона человек в год.
Всего по нацпроекту планируется построить и реконструировать 27 пунктов. Если говорить о перемещении грузов, то пропускная способность железнодорожных пунктов достигнет 52,7 миллиона тонн, а автомобильных - 19,6 миллиона транспортных средств в год.
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Ученые СКФУ разрабатывают дроны-спасатели для ликвидации последствий ЧС