Черемуха
25 апреля 2024, 08:16
Разговор о беспилотных системах и высокотехнологичных отраслях. Как прошел X Международный технологический форум
Два дня - 18-го и 19-го апреля - инженеры, разработчики, конструкторы, руководители промышленных компаний, стартаперы, представители власти, науки и образования обменивались контактами и опытом, представляли свои проекты, определяли, как нужно действовать, чтобы добиться развития в правильном русле, максимально эффективно расходуя ресурсы. Принимающей стороной, традиционно организующей площадку для события, выступило ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха). Секции, круглые столы, заседания проходили в Общественно-культурном центре, и Авиационном колледже РГАТУ имени Павла Соловьева.
- Это юбилейный, десятый, технологический форум в Рыбинске, что говорит о востребованности события, - говорит заместитель генерального директора - управляющий директор "ОДК - Сатурн" Виктор Поляков. - За эти десять лет форум принял несколько тысяч участников, более двухсот спикеров каждый год выступают по различным тематикам. Сегодня мы будем обсуждать наиболее актуальные проблемы, передовые технологии создания беспилотных систем в различных сферах, темы цифрового двойника, проектирования и производства газотурбинных двигателей. Здесь собрались сильнейшие технологические лидеры и специалисты нашей страны. Мы благодарны правительству области и городским властям за поддержку форума. Десятый форум - это очередной год продвижения вперед.
Цифры доказывают: Ярославская область неспроста становится площадкой для решения важнейших задач - индекс промышленного производства по итогам 2023-го в регионе составил 106,3%. И это выше, чем в целом по стране. Объем отгруженной продукции предприятий, работающих в сфере обрабатывающих производств, за прошлый год вырос на 14,7%.
- О широком интересе представителей науки и промышленности к данному событию свидетельствует обширная география участников форума. Среди них представители крупнейших промышленных центров России: Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Пермь, республика Башкортостан и другие. Также отдельно хочу отметить участие специалистов из других государств, - сказал министр промышленности и инвестиций Ярославской области Александр Ольхов. - Ключевой тематикой форума в этом году стали фронтирные технологии беспилотных систем. Ярославская область во многом выступает флагманом в данном направлении в первую очередь за счет промышленного потенциала региона.
В России запущен новый нацпроект "Беспилотные авиационные системы". И это тоже новый импульс, ориентир для дальнейшего движения.
Новые разработки не возникают сами по себе, уверены организаторы и участники форума. Для того чтобы изобретения или инновации появились, в первую очередь нужен запрос. Программа МТФ-2024 была выстроена таким образом, чтобы систематизировать соответствующие запросы, распределить приоритеты и понять, что необходимо для решения поставленных задач.
- Напрашивается вывод: один из самых востребованных сегментов, куда могут быть направлены усилия по разработке и производству беспилотных авиационных систем, связан с мониторингом и превенцией техногенных и природных катастроф. У нас огромная страна, вопросы доступности тех или иных территорий очень актуальны, - обозначила ректор ЯГТУ Елена Степанова. - В этой связи мы пришли к тому, что наши усилия сейчас сосредотачиваются в двух направлениях. Первое - обеспечение бесперебойной работы, в том числе, в неблагоприятных климатических условиях. И второе - то, куда сейчас движется тренд разрабатываемых двигателей - это увеличение компактности.
Реалии таковы, что в силу жесткой конкуренции, интенсивного развития технологий требуется быстрый вывод на рынок новых двигателей. В текущих условиях возникает острая необходимость в кооперации усилий.
- Газотурбинный двигатель - это от 10000 до 30000 деталей, входящих в его состав. То есть производство требует широчайшего спектра технологических процессов - механической обработки, сборки, испытаний, литья, кузнечно-штампового производства и еще много всего, - объясняет директор по производству Объединенной двигателестроительной корпорации Валерий Теплов.
Развитие беспилотных летательных аппаратов и вовсе находится на стыке авиации, IT-сферы, включая искусственный интеллект, и электроники. Область их применения обширна: технологии БАС помимо оборонного сектора могут быть использованы как в бизнесе, научных исследованиях, так и в городском хозяйстве - почта, съемка с высоты, доставка различных грузов, безопасность.
Более того, отмечает проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков, беспилотники тоже бывают разных типов. При этом могут использоваться различные двигатели.
- Поставлена очень важная задача: посмотреть на отрасль беспилотных технологий с точки зрения классических предприятий, организаций, с точки зрения фундаментальной науки и производств, а не только с точки зрения традиционных подходов в области информационных технологий, - обозначил Алексей Рогозин, председатель правления Центра развития транспортных технологий. - Бόльшая часть активностей, которые мы наблюдаем сегодня, это в основном краткосрочные проекты, реализуемые в пределах одного года, на что большие корпорации не способны. С другой стороны, большие корпорации способны на то, что не под силу большинству стартаперов.
Именно поэтому нужно взаимодействие корпораций и малого бизнеса. Для объединения усилий и определяют ориентир, планку, к которой следует стремиться.
- Фронтир всегда находится впереди текущего уровня развития отрасли. И наша задача не только достичь его, но и в дальнейшем обеспечить ту же динамику развития, что и мировые лидеры, в первую очередь, на основе сформированного ранее научно-технологического задела и с помощью передовых цифровых и производственных технологий, - говорит Алексей Боровков. - Предполагается, что в каждом регионе по беспилотникам будет научно-производственный центр. Тогда обязательно должна быть платформа, на которой генерируются знания, объединяется весь потенциал, новые технологии.
Впервые в деловую программу форума включили демо-день Индустриального центра компетенций "Двигателестроение". Специалисты ОДК представили наработки по наиболее значимым проектам в области программного обеспечения.
- Серьезный момент, на который нам необходимо обратить внимание, - это импортозамещение программного обеспечения, которое предназначено для станков с ПУ. На сегодня уже есть практика применения российских систем для разработки газотурбинной техники. В частности, на "ОДК - Кузнецов" уже начали разрабатывать новый вертолетный двигатель с использованием программного обеспечения компании АСКОН, - в рамках демо-дня обозначил директор по цифровой трансформации "ОДК" Вячеслав Христолюбов. - Но есть еще над чем работать. Нам необходимы отечественные решения, которые не уступают по своим характеристикам расчетным системам ANSYS и расчетному программному обеспечению компании Siemens.
Решение поставленных задач требует и кадрового обеспечения. Специалисты, которых сегодня выпускают вузы, должны владеть соответствующими компетенциями. Этим вопросам в рамках МТФ-2024 также посвятили несколько секций.
Соорганизатором форума в очередной раз выступил РГАТУ имени Павла Соловьева, который успешно готовит инженеров для "ОДК - Сатурн" и других предприятий отрасли.
Университет присоединился к проекту передовых инженерных школ, стремясь выпускать специалистов будущего. И это тоже вектор.
- Передовые инженерные школы дают возможность таким вузам, как наш, активно участвовать в технологической повестке страны, - поясняет ректор РГАТУ имени Павла Соловьева Валерий Кошкин. - На пути реализации проекта встречаются сложные барьеры. Эти вопросы мы будем обсуждать с коллегами из университетов, которые уже создали передовые инженерные школы. Тематика, с которой мы вошли в проект, - создание линейки газотурбинных двигателей для авиации и энергетики.
На секции, посвященной новшествам в образовании, представители ПИШ разных направлении обозначили проблемы и поделились опытом. Основной посыл в том, что практика должна дополнять теорию, и это требует дополнительной подготовки педагогов. Решением становится привлечение к преподаванию действующих сотрудников предприятий или трудоустройство в компании преподавателей с целью пополнения их компетенций.
- Мне кажется, форум вышел на такую стадию развития, что уже достаточно большое количество интересных решений, которые появились на нем, причем даже федерального уровня, реализуются в металле, - подводит итог директор по инновационному развитию "ОДК - Сатурн", идейный вдохновитель форума Дмитрий Иванов. - Это и есть ключевой результат работы форума, который можно посмотреть, пощупать - то, что в ближайшее время будет уходить в цеха. Много участников приехало, я надеюсь, будет еще больше. Важно, что за десять лет интерес к содержанию форума не ослабевает.
Авторы: Ольга Малиновская, Марина Орлова
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции