О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разговор о беспилотных системах и высокотехнологичных отраслях. Как прошел X Международный технологический форум

Какие они, технологии будущего? Ответ на этот вопрос зависит от заданного вектора развития страны. Международный технологический форум "Инновации. Технологии. Производство" прошел в Рыбинске юбилейный, десятый, раз. Это та площадка, где принимают вызовы времени, обмениваются опытом и определяют пути решения наиболее актуальных задач. Как прошел МТФ-2024? Какие технологии будут определять развитие промышленности в ближайшие годы? На чем стόит сконцентрировать внимание? Рассказываем в традиционном выпуске "Заводных практик".

Два дня - 18-го и 19-го апреля - инженеры, разработчики, конструкторы, руководители промышленных компаний, стартаперы, представители власти, науки и образования обменивались контактами и опытом, представляли свои проекты, определяли, как нужно действовать, чтобы добиться развития в правильном русле, максимально эффективно расходуя ресурсы. Принимающей стороной, традиционно организующей площадку для события, выступило ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха). Секции, круглые столы, заседания проходили в Общественно-культурном центре, и Авиационном колледже РГАТУ имени Павла Соловьева.

- Это юбилейный, десятый, технологический форум в Рыбинске, что говорит о востребованности события, - говорит заместитель генерального директора - управляющий директор "ОДК - Сатурн" Виктор Поляков. - За эти десять лет форум принял несколько тысяч участников, более двухсот спикеров каждый год выступают по различным тематикам. Сегодня мы будем обсуждать наиболее актуальные проблемы, передовые технологии создания беспилотных систем в различных сферах, темы цифрового двойника, проектирования и производства газотурбинных двигателей. Здесь собрались сильнейшие технологические лидеры и специалисты нашей страны. Мы благодарны правительству области и городским властям за поддержку форума. Десятый форум - это очередной год продвижения вперед.

Цифры доказывают: Ярославская область неспроста становится площадкой для решения важнейших задач - индекс промышленного производства по итогам 2023-го в регионе составил 106,3%. И это выше, чем в целом по стране. Объем отгруженной продукции предприятий, работающих в сфере обрабатывающих производств, за прошлый год вырос на 14,7%.

- О широком интересе представителей науки и промышленности к данному событию свидетельствует обширная география участников форума. Среди них представители крупнейших промышленных центров России: Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Пермь, республика Башкортостан и другие. Также отдельно хочу отметить участие специалистов из других государств, - сказал министр промышленности и инвестиций Ярославской области Александр Ольхов. - Ключевой тематикой форума в этом году стали фронтирные технологии беспилотных систем. Ярославская область во многом выступает флагманом в данном направлении в первую очередь за счет промышленного потенциала региона.

В России запущен новый нацпроект "Беспилотные авиационные системы". И это тоже новый импульс, ориентир для дальнейшего движения.

Новые разработки не возникают сами по себе, уверены организаторы и участники форума. Для того чтобы изобретения или инновации появились, в первую очередь нужен запрос. Программа МТФ-2024 была выстроена таким образом, чтобы систематизировать соответствующие запросы, распределить приоритеты и понять, что необходимо для решения поставленных задач.

- Напрашивается вывод: один из самых востребованных сегментов, куда могут быть направлены усилия по разработке и производству беспилотных авиационных систем, связан с мониторингом и превенцией техногенных и природных катастроф. У нас огромная страна, вопросы доступности тех или иных территорий очень актуальны, - обозначила ректор ЯГТУ Елена Степанова. - В этой связи мы пришли к тому, что наши усилия сейчас сосредотачиваются в двух направлениях. Первое - обеспечение бесперебойной работы, в том числе, в неблагоприятных климатических условиях.  И второе - то, куда сейчас движется тренд разрабатываемых двигателей - это увеличение компактности.

Реалии таковы, что в силу жесткой конкуренции, интенсивного развития технологий требуется быстрый вывод на рынок новых двигателей. В текущих условиях возникает острая необходимость в кооперации усилий.

- Газотурбинный двигатель - это от 10000 до 30000 деталей, входящих в его состав. То есть производство требует широчайшего спектра технологических процессов - механической обработки, сборки, испытаний, литья, кузнечно-штампового производства и еще много всего, - объясняет директор по производству Объединенной двигателестроительной корпорации Валерий Теплов.

Развитие беспилотных летательных аппаратов и вовсе находится на стыке авиации, IT-сферы, включая искусственный интеллект, и электроники. Область их применения обширна: технологии БАС помимо оборонного сектора могут быть использованы как в бизнесе, научных исследованиях, так и в городском хозяйстве - почта, съемка с высоты, доставка различных грузов, безопасность.

Более того, отмечает проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков, беспилотники тоже бывают разных типов. При этом могут использоваться различные двигатели.

- Поставлена очень важная задача: посмотреть на отрасль беспилотных технологий с точки зрения классических предприятий, организаций, с точки зрения фундаментальной науки и производств, а не только с точки зрения традиционных подходов в области информационных технологий, - обозначил Алексей Рогозин, председатель правления Центра развития транспортных технологий. - Бόльшая часть активностей, которые мы наблюдаем сегодня, это в основном краткосрочные проекты, реализуемые в пределах одного года, на что большие корпорации не способны. С другой стороны, большие корпорации способны на то, что не под силу большинству стартаперов.

Именно поэтому нужно взаимодействие корпораций и малого бизнеса. Для объединения усилий и определяют ориентир, планку, к которой следует стремиться.

- Фронтир всегда находится впереди текущего уровня развития отрасли. И наша задача не только достичь его, но и в дальнейшем обеспечить ту же динамику развития, что и мировые лидеры, в первую очередь, на основе сформированного ранее научно-технологического задела и с помощью передовых цифровых и производственных технологий, - говорит Алексей Боровков. - Предполагается, что в каждом регионе по беспилотникам будет научно-производственный центр. Тогда обязательно должна быть платформа, на которой генерируются знания, объединяется весь потенциал, новые технологии.

Впервые в деловую программу форума включили демо-день Индустриального центра компетенций "Двигателестроение". Специалисты ОДК представили наработки по наиболее значимым проектам в области программного обеспечения.

- Серьезный момент, на который нам необходимо обратить внимание, - это импортозамещение программного обеспечения, которое предназначено для станков с ПУ. На сегодня уже есть практика применения российских систем для разработки газотурбинной техники. В частности, на "ОДК - Кузнецов" уже начали разрабатывать новый вертолетный двигатель с использованием программного обеспечения компании АСКОН, - в рамках демо-дня обозначил директор по цифровой трансформации "ОДК" Вячеслав Христолюбов. - Но есть еще над чем работать. Нам необходимы отечественные решения, которые не уступают по своим характеристикам расчетным системам ANSYS и расчетному программному обеспечению компании Siemens.

Решение поставленных задач требует и кадрового обеспечения. Специалисты, которых сегодня выпускают вузы, должны владеть соответствующими компетенциями. Этим вопросам в рамках МТФ-2024 также посвятили несколько секций.

Соорганизатором форума в очередной раз выступил РГАТУ имени Павла Соловьева, который успешно готовит инженеров для "ОДК - Сатурн" и других предприятий отрасли.

Университет присоединился к проекту передовых инженерных школ, стремясь выпускать специалистов будущего. И это тоже вектор.

- Передовые инженерные школы дают возможность таким вузам, как наш, активно участвовать в технологической повестке страны, - поясняет ректор РГАТУ имени Павла Соловьева Валерий Кошкин. - На пути реализации проекта встречаются сложные барьеры. Эти вопросы мы будем обсуждать с коллегами из университетов, которые уже создали передовые инженерные школы. Тематика, с которой мы вошли в проект, - создание линейки газотурбинных двигателей для авиации и энергетики.

На секции, посвященной новшествам в образовании, представители ПИШ разных направлении обозначили проблемы и поделились опытом. Основной посыл в том, что практика должна дополнять теорию, и это требует дополнительной подготовки педагогов. Решением становится привлечение к преподаванию действующих сотрудников предприятий или трудоустройство в компании преподавателей с целью пополнения их компетенций.

- Мне кажется, форум вышел на такую стадию развития, что уже достаточно большое количество интересных решений, которые появились на нем, причем даже федерального уровня, реализуются в металле, - подводит итог директор по инновационному развитию "ОДК - Сатурн", идейный вдохновитель форума Дмитрий Иванов. - Это и есть ключевой результат работы форума, который можно посмотреть, пощупать - то, что в ближайшее время будет уходить в цеха. Много участников приехало, я надеюсь, будет еще больше. Важно, что за десять лет интерес к содержанию форума не ослабевает.

Авторы: Ольга Малиновская, Марина Орлова
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка