
ФАУ "Главгосэкспертиза России"
26 октября 2023, 11:22
Разрешить посадку: эксперты Главгосэкспертизы оценили ход реконструкции региональных аэропортов и посадочных площадок
На текущий момент идет реконструкция 35 объектов аэродромной инфраструктуры в 23 регионах России. "За четыре года по нацпроекту мы завершили реконструкцию на 21 объекте, 9 из них находятся на территории Дальнего Востока, который является стратегически важным направлением", - сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин, подводя промежуточные итоги выполнения федерального проекта "Развитие региональных аэропортов". Работы по нему идут с 2019 года в рамках "Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" (КПМИ). Все объекты инфраструктуры воздушного транспорта проходят через Главгосэкспертизу, включая объекты малой авиации.
Примечательно, что в числе наиболее проработанных, практически эталонных авиапроектов, получивших заключения за последние 2-3 года, эксперты единодушно отметили посадочную площадку на Эльгинском месторождении в Якутии. "Во-первых, с Эльгой мы почти уложились в срок без продления, что бывает довольно редко с аэродромными объектами на экспертизе. Особенное впечатление произвело качество проектных работ по взлетно-посадочной полосе длиной 2,2 км. К ее решениям практически не было замечаний, несмотря на сложные инженерно-геологические и климатические условия", - говорит Андрей Федулов, главный специалист отдела локальных экспертиз по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.
В первой пятерке наиболее профессионально и "чисто" выполненных проектов эксперты также отметили аэропорты Южно-Сахалинска, Махачкалы, Геленджика, Калуги. Кроме того, особое внимание привлек к себе и аэропорт Кемерово. Прежде всего, интересным решением по организации работ и переводом в режим эксплуатации ранее не действующей взлетно-посадочной полосы. Для этого потребовалось обследование покрытия с научно-техническим сопровождением. И хотя такие мероприятия неизбежно ведут к удорожанию проекта, но качество покрытия ВПП - не тот случай, по словам экспертов, когда нужно экономить любой ценой. "Науку привлекаем, как правило, в случаях повышенной сложности объекта и если в проектных решениях есть элементы модификации, требующие сильной теоретической базы или дополнительных расчетов на прочность и безопасность", - рассказала Алла Клюева, главный эксперт проекта Службы ГЭП по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.
Что касается инноваций в части искусственных покрытий взлетно-посадочных полос и аэродромных площадок, то за последние годы радикальных перемен не произошло, и ничего более надежного, чем покрытия жесткого типа из бетона и железобетона не придумано. И хотя к аэродромным объектам не применимо понятие типовых решений, все же "типовая" ВПП в региональных и местных аэропортах - это, как правило, конструктор из сборных предварительно напряженных железобетонных плит размером 2х6 м. Особый случай - аэропорт космодрома "Восточный", где летное поле приспособлено для тяжелой транспортной авиации. На строительстве полосы здесь применили рельсовые бетоноукладочные комплекты шириной укладки 15 м, а ее длина в итоге составит 4,4 км. Но в целом состав бетонного покрытия не отличается от других воздушных гаваней в России.
"При реконструкции аэропортов были попытки внедрить новые типы покрытий ВПП, в том числе полимерные плиты и сборные покрытия из алюминиевых плит, но дальше предпроектных стадий дело не пошло. Полимеры и алюминий - это дороже бетона/железобетона, да и технико-экономический эффект во времени не очевиден. И это одна из причин, почему новые материалы не спешат внедрять при реконструкции или строительстве новых аэродромов", - говорит Алла Клюева.
Насколько обновилась нормативная база, и стало ли больше свободы у проектировщиков аэропортовых объектов? "Послаблений особых нет, особенно в части требований к летной инфраструктуре. Но, безусловно, многие нормы серьезно пересмотрены за последнее время - ушла часть избыточных требований, а какие-то вещи стали просто лучше трактоваться", - отметил Андрей Федулов. Например, в новом СП представлены нормативные требования в части усиления и использования слоев искусственного основания из тяжелого бетона низких классов прочности (В15 и менее). "Его особенность - низкое содержание цемента, при этом бетон сохраняет свои эксплуатационные свойства и высокое качество. Скорректированы требования и по толщине асфальтобетонных слоев в зависимости от давления в пневматиках. Соответственно, на эти решения теперь нужно обращать особое внимание при проектировании", - пояснил эксперт.
В начале сентября на пленарном заседании VIII Восточного экономического форума Президент Владимир Путин поручил правительству подготовить комплексный план мероприятий по развитию воздушных перевозок внутри Дальневосточного региона. План должен учитывать строительство новых и модернизацию действующих аэропортов. Кроме того, речь идет о восстановлении и новом строительстве бетонных и грунтовых посадочных площадок, в том числе на Камчатке, Сахалине и Курилах.
Выполнить эту задачу будет существенно проще после принятия ряда поправок в сводах правил, направленных на снижение избыточных требований для малых аэропортов и посадочных площадок. Так, в январе 2023 года вступило в силу Изменение №1 в СП478.1325800.2019 "Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования". В его разработке непосредственное участие приняла Главгосэкспертиза. В обновленном СП впервые сформулированы типовые требования к малым региональным аэропортам и аэродромам с низкой интенсивностью полетов и небольшим пассажиропотоком - от 35 до 400 пассажиров в час. Раньше к таким объектам применялись те же требования, что и к столичным аэропортам и крупным региональным хабам.
Кроме того, серьезным стимулом для строительства новых и возрождения старых вертодромов и площадок для малой авиации стало принятие нового свода правил СП 511.1325800.2022 "Посадочные площадки. Правила проектирования". Он утвержден Минстроем России 1 апреля 2022 года. Новые нормы уже применены в проектах строительства посадочных площадок на курильских островах Парамушир и Шикотан. И если на Парамушире новую площадку построят на месте старого, еще советского вертодрома, то на Шикотане инфраструктура для малой авиации появится впервые, и она запроектирована с нуля. Все элементы посадочной площадки на Парамушире (за исключением перрона из ЖБ-плит) и Шикотане планируют построить с покрытием облегченного типа, то есть грунтовые. В 2023 году оба проекта на Курилах получили положительные заключения Главгосэкспертизы.
Наконец, еще одно важное новшество и примета времени на стройках в сфере воздушного транспорта. "Уже второй год подряд практически везде используется отечественное светосигнальное аэродромное и вертодромное оборудование. Радиотехническое и метеорологическое оборудование - также российской разработки и производства", - подчеркнула главный эксперт проектов Алла Клюева.
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2023
СМИ: в Мадриде вертолет упал на кольцевую дорогу
Декабрь 1, 2023
Американский бомбардировщик получил искусственный интеллект
Декабрь 1, 2023
Жители Орловской области выбирают название для своего нового аэропорта
Декабрь 1, 2023
Трафик бизнес-джетов растет относительно ноября прошлого года