О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сделано в НГТУ НЭТИ: вуз презентовал беспилотник "САРМА"

Летный экземпляр беспилотного воздушного судна самолетного типа "САРМА" представили 21 мая в Новосибирском государственном техническом университете НЭТИ. Беспилотник предназначен для выполнения авиационных агротехнических работ, доставки грузов и долговременного мониторинга.

Инженеры НГТУ НЭТИ, в том числе сотрудники студенческого конструкторского бюро факультета летательных аппаратов, работают над проектом "САРМА" в рамках программы Минобрнауки России "Приоритет 2030" национального проекта "Наука и университеты".

Ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев в ходе презентации сообщил, что вуз активно занимается тематикой беспилотных авиасистем в рамках программы "Приоритет 2030" и в проекте "САРМА" задействованы компетенции сразу нескольких подразделений и факультетов по данной тематике. Так, силовой модуль гибридной силовой установки для беспилотника разработан Институтом силовой электроники НГТУ НЭТИ, мотор-генератор гибридной силовой установки среднего БПЛА - Центром мехатроники университета, над антеннами для приема сигналов навигационных систем GPS/ГЛОНАСС трудятся инженеры факультета радиотехники и электроники). Конструкцией летательного аппарата занимается кафедра самолето- и вертолетостроения.

Характеристики и особенности "САРМЫ" презентовал руководитель проекта, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ НЭТИ доктор технических наук Илья Зверков. Дальность полета названного в честь стремительного байкальского ветра беспилотника с гибридной силовой установкой составляет до 1200 км, крейсерская скорость - 100 км/ч. Весит "САРМА" 155 кг, размах крыла - 12,2 метра, длина - 5,2 метра, высота - 2,7 метра. БПЛА способен поднимать в небо от 100 до 120 кг. Для взлета и посадки требуется грунтовая площадка с габаритами не менее 100х25 метров.

Одной из особенностей разработанного беспилотника является его высокая энергоэффективность. Показатель эффективности 60 ватт*час/кг при перевозке на 100 км достигается за счет отсутствия пилота, энергоэффективных аэродинамической схемы и гибридной силовой установки. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, во время основной части полета работает только ДВС. Мощный генератор обеспечивает автономную энергетику работы всех систем.

Конструкция крыла и фюзеляжа предусматривает возможность монтажа различных систем распрыскивания или сева. Волнистый профиль обшивки крыла - еще одна уникальная техническая характеристика "САРМЫ". Это разработка Института теоретической и прикладной механики СО РАН, которая позволяет увеличить безопасность полета на малых скоростях. Суть же конструктивной и технологической новизны в том, что по аналогии с птицами летательный аппарат имеет жесткий силовой каркас, изготовленный из алюминиевых сплавов, который окружает менее прочная, но более податливая обшивка из пластика.

В ходе презентации министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев отметил, что НГТУ НЭТИ станет одной из интегрирующих площадок для отрасли БАС в регионе, совмещающей в себе фундаментальные исследования и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. "Особенно приятно, что вуз самостоятельно создает модели БПЛА с принципиально новыми для отрасли характеристиками. Мы надеемся, что в ближайшее время мы увидим эту машину в воздухе и она покажет себя на все 100%", - подчеркнул он.

21 мая в ходе презентации была продемонстрирована работа электрической силовой установки, система дистанционного пилотирования и автономной навигации, а также FPV-система, которой оснащен самолет. Конструкция и характеристики "САРМЫ" позволяют эксплуатировать ее и под управлением пилота, поэтому для снижения рисков было принято решение поднимать в небо первый экземпляр в пилотируемом варианте и получать свидетельство летной годности по строгим правилам для пилотируемых воздушных судов.

После подтверждения заявленных характеристик и возможной коррекции конструкции планируется следующий этап - передача функций управления самолетом системе автопилота.
Авторские права на данный материал принадлежат «НГТУ НЭТИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка