Известия
25 марта 2025, 06:00
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Как новая разработка поможет заместить импорт зарубежных силовых агрегатов
Как работают электродвигатели
Ученые передовой инженерной школы Московского авиационного института (МАИ) разработали новый электродвигатель для тяжелых беспилотных летательных аппаратов. Он обладает универсальностью и может комплектоваться на различные типы беспилотников с винтовой группой - как коптеров, так и планеров. При небольшой доработке его также можно устанавливать на наземные и надводные аппараты.
Как рассказали разработчики, двигатель почти полностью состоит из отечественных компонентов. Зарубежного производства только магниты, которые в России в настоящее время не изготавливают. Согласно расчетам, при запуске серийного производства отечественный силовой агрегат в своем классе сможет конкурировать с китайскими аналогами, которые сейчас занимают подавляющую часть рынка подобных устройств в нашей стране.
- Электродвигатели главным образом производят в Китае. Однако при сопоставимой стоимости разработка МАИ обладает лучшим качеством материалов и более высокими массо-энергетическими показателями. В частности, при частоте вращения 6800 оборотов в минуту двигатель может обеспечить длительную мощность до 12-13 кВт и кратковременно - до 16 кВт, - рассказал "Известиям" руководитель научно-исследовательского отдела кафедры "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы" МАИ Николай Иванов.
По его словам, увеличить характеристики изделия удалось за счет авторских методик вычислительного моделирования. С их помощью разработчики определили наиболее рациональные пути, по которым в двигателе замыкается магнитный поток. За счет этого в некоторых случаях прирост эффективности может достигать 10%.
Как объяснил ученый, магнитная цепь силовой установки включает в себя такие элементы, как статор, ротор, постоянные магниты, а также воздушные зазоры между ними. Если геометрия и расположение этих компонентов выбраны оптимально, то магнитный поток не "утекает" за пределы полезной зоны (например, через корпус двигателя), а равномерно распределяется внутри. Это снижает потери на рассеяние энергии и повышает эффективность ее преобразования в работу.
От мощности электрического двигателя, пояснил разработчик, зависит создаваемая им тяга. Увеличение этого ресурса позволит производителям нарастить скорость, грузоподъемность или маневренность беспилотников.
- На сегодняшний день в России похожие силовые агрегаты разрабатывают только под конкретные аппараты и определенных заказчиков, а на свободном рынке доступных отечественных решений нет. Исходя из этого, специалисты разработали решение, которое может найти применение в различных типах беспилотных устройств. Вес таких аппаратов может составлять от 30 до 120 кг в зависимости от количества двигателей, - объяснил Николай Иванов.
Какие технологии нужны для импортозамещения
Изделия выдержали необходимый цикл испытаний, тестирование выполнили на специализированных стендах для винтомоторных групп, рассказал ученый. Второй этап испытаний прошел на аэродроме МАИ в Алферьево - полноценной авиационной базе с собственным воздушным пространством.
Как уточнил Николай Иванов, в комплекте с двигателем создается блок управления к нему и соответствующее программное обеспечение. В течение года разработчики планируют выйти на серийное производство.
- Разработка МАИ - это улучшение и модификация уже известных типов двигателей, но важна сама попытка наладить их производство в России. Ведь сейчас в стране, как правило, закупают китайские аналоги, - отметил доцент кафедры эксплуатации авиационной техники Самарского университета имени Королева Александр Зайцев.
При этом, добавил он, большинство современных электродвигателей бесколлекторные. То есть в них вращение ротора происходит с помощью переменного магнитного поля, что устраняет физический контакт между стационарной и вращающейся частями. Это делает силовые агрегаты более долговечными и эффективными. Однако стоит обратить внимание, что в нашей стране нет собственных производств магнитов, а добычу редкоземельных металлов, которые необходимы в их изготовлении, монополизировал Китай. Поэтому для достижения истинной конкурентоспособности необходимо также наладить всю цепочку, начиная от редкоземов и магнитных материалов.
По словам эксперта, к другим трудностям, с которыми могут столкнуться разработчики, относится отсутствие четкой отработанной методики проектирования двигателей. Такие расчеты ведут приближенно, а затем уточняют с помощью программных средств моделирования. Кроме того, высокооборотные двигатели сталкиваются с проблемами вибрации пластин статора. Они могут колебаться с частотой тока, протекающего в обмотках статора, что может привести к резонансу и разрушению двигателя. Эти физические явления также сложно учесть.
- Бесколлекторному двигателю нужен контроллер. Это плата с микросхемами, которая переключает ток в магнитных катушках, чтобы двигатель вращался. Компании, которые сообщают о собственном производстве двигателей, "забывают" упомянуть, где они закупают контроллеры. А это отдельная сложная история, - добавил генеральный директор ЦКБР Дмитрий Кузякин.
Например, в обычном FPV-дроне стоят четыре двигателя и для каждого нужен свой контроллер, пояснил эксперт. В каждом контроллере есть микропроцессор и программа, которая управляет двигателем, без этого он просто не будет крутиться. Сделать сам двигатель - это полдела, а вот создать контроллер для него уже гораздо сложнее. Чтобы производить их, нужно развивать собственную микроэлектронику, резюмировал эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2025
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов в честь 80-й годовщины Победы
Апрель 18, 2025
Наследники большой мечты. Ульяновск отметит 50-летие "Авиастара"
Апрель 18, 2025
Школьники и инженеры создали дрон для развития туризма в Челябинской области
Апрель 18, 2025
"ЮТэйр" хочет сдать в аренду вертолеты в дружественные страны для возвращения на рынок ООН