Интерфакс
22 ноября 2024, 14:40
"Шереметьево" вернуло через инвестсбор с авиакомпаний пока лишь 85% вложений в аэродром
"У нас вложения (в рамках концессии - ИФ) составили порядка 24,8 млрд рублей. При этом за счет инвестсоставляющей (успели вернуть - ИФ) пока только около 21 млрд рублей", - сказал замгендиректора по финансам и коммерческой деятельности МАШ Александр Олейник на форуме "Транспорт России 2024".
На эти средства, по его словам, "Шереметьево" успело провести, в том числе реконструкцию первой и второй взлетно-посадочных полос (ВПП-1 и ВПП-2), мачты освещения, построить три перрона и две рулежные дорожки. В условиях падения авиаперевозок в 2020-м, а затем в 2022 году (из-за пандемии коронавируса и введения антироссийских санкций) все инвестиции МАШ в инфраструктуру, в том числе в рамках концессии, были приостановлены, напомнил Олейник.
Соглашение о передаче МАШ в концессию аэродрома (собственником которого является государство) было подписано между компанией и Росавиацией в конце 2018 года. МАШ взял обязательство построить и реконструировать ряд объектов, включая ВПП-1, перроны, ангарный комплекс, с объемом инвестиций около 61 млрд руб. Соглашение рассчитано на 49 лет. Концессионная плата составляет символическую 1 тыс. руб. в год.
Источником финансирования работ является инвестнадбавка к сбору за взлет-посадку в "Шереметьево": его платят авиакомпании за каждую тонну взлетной массы самолета. Ее размер не разглашался, при этом на церемонии подписания соглашения руководство МАШ заявляло, что билеты авиакомпаний из-за допсбора подорожают на 100 руб., финмодель предполагает увеличение этой суммы максимум до 200 руб. Для снижения нагрузки на авиакомпании и пассажиров на первых этапах строительства будут использоваться заемные средства, также отмечали в МАШ. Срок окупаемости инвестиций оценивался руководством в порядка 20 лет.
Сообщалось, что в условиях падения рынка из-за COVID-19 "Шереметьево" вынужденно заморозило все инвестпроекты, кроме реконструкции ВПП-1. О приостановке инвестиций МАШ объявлял и в марте 2022 года, также в рамках антикризисных мер аэропорт поставил на паузу работу ВПП-3 и находящегося в южной части аэродрома терминала D. В данный момент в аэропорту функционируют ВПП-1 и ВПП-2, северные терминалы B и C, с июня этого года - D. Закрытыми остаются южные терминалы F и E, не работает ВПП-3.
До санкций аэропорты Московского авиаузла (МАУ) работали на пределе пропускной способности, сейчас - в условиях избытка мощностей, сказано в презентации Олейника. Падение пассажиропотока МАУ за этот период оценивается в 30% - со 102 млн до 71 млн человек, при этом доля перевозок по международным линиям сократилась с 49% до 33%. Перевозки только через "Шереметьево" упали относительно 2019 года на 13,4%, но примерно на столько же выросла производительность труда в компании. Уровень рентабельности МАШ снизился некритично - на 3,1%.
По данным Росавиации, за 9 месяцев 2024 года "Шереметьево" перевезло 33,3 млн человек (24 млн - внутри РФ, 9,3 млн - за рубеж), это на 22,5% больше, чем год назад. Доля аэропорта в общем объеме МАУ составила 58%, увеличившись на 7,4 процентных пункта. Почти 90% трафика "Шереметьево" обеспечивает группа "Аэрофлот", которая объединяет одноименную авиакомпанию, "Победу" и "Россию".
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка