О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн

Чем в Госдуме объясняют необходимость принятия такого законопроекта

За несанкционированные полеты авиакомпаниям увеличат штрафы вдвое - до 1 млн рублей. Такой законопроект главы комитета Госдумы по труду Ярослава Нилова 27 февраля будет внесен в Госдуму, он получил поддержку правительства, правда, с учетом доработки. Инициатива разработана после крушения в 2024 году вертолета Ми-8Т авиакомпании "Витязь-Аэро", перевозившего туристов на Камчатке. Чем депутаты объясняют необходимость принятия законопроекта - в материале "Известий".

Почему хотят увеличить штрафы для авиаперевозчиков

Штрафы за нарушение правил авиаперелетов хотят увеличить до 1 млн рублей. Как выяснили "Известия", законопроект с такими поправками в КоАП РФ 27 февраля внесет в Госдуму глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов от фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

"Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что сегодня в РФ работает ряд компаний, предоставляющих в той или иной форме услуги, связанные с кратковременными полетами (экскурсионные, "воздушное свидание", "полет с высшим пилотажем"), и, к сожалению, с самолетами, выполняющими данные полеты, иногда случаются трагические инциденты", - говорится в пояснительной записке к законопроекту, который имеется в распоряжении "Известий".

В ней также отмечается, что со всеми случившимся авариями разбираются компетентные ведомства, однако недопустима ситуация, когда авиакомпании работают без соответствующих и необходимых сертификатов, лицензий, допусков, разрешений.

Согласно документу, предлагается ввести новую норму о наказании за повторное нарушение статей КоАП 11.3 9 ("Действия, угрожающие безопасности полетов"), 11.4 ("Нарушение правил использования воздушного пространства"), 11.5 ("Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов").

В связи с этим в зависимости от пункта в статье 11.3 КоАП предлагается предусмотреть штрафы для должностных лиц от 2 до 60 тыс. рублей, для юрлиц от 20 до 100 тыс. В статье 11.4 КоАП - для граждан от 40 до 100 тыс. рублей, должностных лиц - от 100 до 300 тыс., для юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В настоящее время максимальный размер взыскания по этим статьям составляет 20 тыс. рублей.

В статье 11.5 КоАП ("Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов") установить штраф для граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до года, для должностных лиц - от 6 до 40 тыс., на юрлиц - от 80 до 150 тыс. рублей. Сейчас максимальная сумма составляет 100 тыс. рублей.

"Увеличение штрафов обусловлено тем, что повторность - это следствие сознательного правонарушения", - подчеркивается в документе.

Ярослав Нилов пояснил, что поводом для написания законопроекта стала статья в газете "Известия", в которой сообщалось о некачественных услугах авиаперевозчиков и авариях, которые происходили по их вине. В 2024 году редакция опубликовала материал о причинах крушения Ми-8 31 августа на Камчатке. Вертолет в условиях плотного тумана столкнулся с землей и полностью сгорел. На борту находились 19 пассажиров и три члена экипажа. Все они погибли. В документе Ространснадзора были перечислены множественные нарушения, сказавшиеся на безопасности полетов.

- Мы отработали эту тему с Минтрансом и в итоге получили положительное заключение правительства. Теперь мы вносим законопроект, у которого велика вероятность быть принятым. Смысл один - обеспечение безопасности и качества предоставления пассажирам услуг, - подчеркнул Ярослав Нилов.

Почему перевозчики уклоняются от выполнения требований

Концепция законопроекта, направленная на предупреждение правонарушений в указанной сфере, заслуживает внимания - правительство поддерживает законопроект при условии его доработки, говорится в отзыве кабмина, который имеется в распоряжении "Известий".

"Пояснительная записка к законопроекту не содержит результатов анализа практики и статистических данных, свидетельствующих о неэффективности действующего правового регулирования. В частности, не приведены данные о количестве лиц, привлеченных к ответственности по статьям 11.3, 11.4, 11.5 КоАП, в том числе повторно, что не позволяет сделать вывод о целесообразности предлагаемых изменений", - сообщается в документе.

В пресс-службе Минтранса "Известиям" сообщили, что поддерживают законопроект.

Редакция направила запросы компаниям, которые предоставляют услуги, связанные с кратковременными полетами.

- Действительно, в последнее время в России участились инциденты при авиаперелетах, причем это касается не только малой авиации. Например, не так давно был случай с самолетом "ЮВТ Аэро", летевшим из Горно-Алтайска в Казань, когда пилоты просто приглушили громкость радиосвязи с диспетчерами, которые пытались их вызвать. Казалось бы, не такое серьезное происшествие, но таких инцидентов у нас все больше и больше, - пояснил "Известиям" председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Глава Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов также считает новые нормы актуальными, так как в России растет популярность внутреннего туризма, а также все более востребованными становятся авиаперелеты малой авиации. Он также обратил внимание на рост числа аварий с участием авиаперевозчиков. Поэтому более жесткие штрафы должны дисциплинировать авиакомпании, подчеркнул эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка