Министерство транспорта РФ
9 июля 2025, 15:59
Современная отечественная техника - основа эффективной работы транспортной отрасли
В своем выступлении Владимир Потешкин подчеркнул, что современные отечественные транспортные средства и подвижной состав являются неотъемлемой основой эффективной транспортной системы, работающей в интересах государства, пассажиров и бизнеса.
Благодаря активному строительству и модернизации инфраструктуры в России наблюдается рост перевозок, открытие новых маршрутов и значительное сокращение времени в пути. В этом успехе ключевую роль играет отечественный промышленный комплекс, сформировавший прочный фундамент развития отрасли.
Особое внимание было уделено политике импортозамещения, которая стала результатом как внутренней индустриальной стратегии, так и вызовов, связанных с внешним давлением. АО "ГТЛК", подведомственное Министерству транспорта, сегодня выступает не только как базовый заказчик отечественной техники, но и как институт развития, инструмент проектного финансирования и гарант государственной поддержки.
"Минтранс системно анализирует рынки, грузовую и пассажирскую базы, а также перспективы перевозок вплоть до 2050 года. Система отраслевого образования ускоренными темпами готовит специалистов для транспорта будущего, а научные и прикладные исследования обеспечивают создание транспортных решений, которые не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят их по ряду параметров", - отметил замминистра.
Таким образом, команда Министерства формирует комплексный подход к прогнозированию спроса и планированию заказов на отечественную технику, увязывая поставки с реальной грузовой базой, доступными инновационными технологиями машиностроения и возможностями инфраструктуры. Все национальные проекты взаимосвязаны, они способствуют развитию смежных отраслей, что в первую очередь отражается на качестве жизни граждан и стабильном росте экономики страны.
Владимир Потешкин заявил, что спрос на отечественную технику в ближайшие пять лет и далее останется высоким и устойчивым - это касается пассажирских самолетов, локомотивов, судов различных классов, общественного транспорта и беспилотных комплексов.
Президентом поставлена задача - увеличить показатель авиационной подвижности населения в 1,5 раза к 2030 году. При этом доля лайнеров отечественного производства в парке должна составить не менее половины.
Со своей стороны Минтранс приводит в порядок опорную сеть аэродромов: строятся новые терминалы и взлетно-посадочные полосы, обновляется навигационное оборудование. Благодаря национальному проекту "Эффективная транспортная система" минимум треть аэропортов страны будет модернизирована к 2030 году.
Замминистра также сказал несколько слов о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. "Ровно год назад здесь, на выставке ИННОПРОМ, был впервые презентован макет головного вагона высокоскоростного поезда для наших ВСМ. К 2028 году мы должны произвести 43 таких поезда, а к 2045-му - порядка 300. Протяженность сети высокоскоростных железных дорог через 20 лет должна превысить 4,5 тыс. км", - сказал он.
На пленарной сессии также затронута тема развития скоростных пассажирских перевозок по реке. В 2024 году Минтранс определил операторов и 12 субсидируемых маршрутов в рамках первого этапа проекта "Речные магистрали". Судоходные компании перевезли 34 тыс. пассажиров.
В 2025 году география перевозок расширена, открылись новые направления. Ожидается, что по 14 субсидируемым маршрутам 8 судов на подводных крыльях перевезут порядка 52 тыс. пассажиров.
Владимир Потешкин напомнил, что, по словам Президента, все больше людей в стране предпочитают общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный. Благодаря нацпроекту "Инфраструктура для жизни" к 2030 году в регионы будет поставлено более 33 тыс. единиц подвижного состава. Стоит задача - довести как минимум до 85 % долю парка общественного транспорта в нормативе.
Шла речь и о прорывных технологиях. Сейчас в стране активно развивается новый перспективный сектор - беспилотные авиационные системы. С 1 января 2024 года стартовал национальный проект "Беспилотные авиационные системы", уже сегодня в стране зарегистрировано почти 130 тысяч БАС, функционируют 10 экспериментальных правовых режимов. По прогнозам, к 2035 году рынок БАС может превысить 1 миллион единиц, при этом доля отечественной продукции составит 80-85 %.
"Позиция Минтранса состоит в том, чтобы регулирование новой отрасли экономики было опережающим и адекватным, не отставало от тех решений, которые реализует российская промышленность. Одна из наших задач - обеспечить, чтобы время получения доступа к воздушному пространству для операторов БАС не превышало двух часов", - сказал заместитель Министра.
В сфере автономного судовождения значимый шаг сделан в декабре 2023 года: на линии Усть-Луга - Балтийск запущено беспилотное движение инновационных паромов "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский", работающих на СПГ и дизельном топливе с низким содержанием серы. Паромы уже перевезли более 2 миллионов тонн грузов. Минтранс планирует масштабировать развитие беспилотного морского флота, что во многом зависит от потенциала отечественного судостроения.
Триумфальным является и опыт беспилотных грузовиков: с момента запуска коммерческих перевозок на магистрали М-11 "Нева" два года назад на маршрутах работают 67 автономных грузовиков, перевезя свыше 1 млн кубометров грузов. Проект расширяется на ЦКАД и М-12 "Восток", привлекая внимание производителей техники, грузоперевозчиков и ретейлеров.
Изменения затронули и железнодорожную отрасль: в августе 2024 года на Московском центральном кольце впервые запущен автоматизированный электропоезд "Ласточка". Сейчас поезд работает под контролем машиниста, однако уже в нынешнем году ОАО "РЖД" готовы вывести на линии полностью беспилотный поезд. Планируется, что к 2030 году в России появятся полностью автономные пассажирские поезда дальнего следования.
Развитие беспилотных технологий касается и трамвайных систем. В мае 2024 года в Москве стартовали испытания беспилотного трамвая, который к концу 2025 года сможет самостоятельно перевозить пассажиров. Амбициозные планы столицы предусматривают, что к 2027 году более 80% трамвайного парка будут оснащены автоматизированной системой управления, а к 2030 году 30-40 % трамваев станут полностью беспилотными.
Авторские права на данный материал принадлежат «Министерство транспорта РФ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка