О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Современная отечественная техника - основа эффективной работы транспортной отрасли

Заместитель Министра транспорта Владимир Потешкин принял участие в пленарной сессии "Транспорт и промышленность. Взаимодействие в интересах граждан и бизнеса", состоявшейся в рамках Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2025.

В своем выступлении Владимир Потешкин подчеркнул, что современные отечественные транспортные средства и подвижной состав являются неотъемлемой основой эффективной транспортной системы, работающей в интересах государства, пассажиров и бизнеса.

Благодаря активному строительству и модернизации инфраструктуры в России наблюдается рост перевозок, открытие новых маршрутов и значительное сокращение времени в пути. В этом успехе ключевую роль играет отечественный промышленный комплекс, сформировавший прочный фундамент развития отрасли.

Особое внимание было уделено политике импортозамещения, которая стала результатом как внутренней индустриальной стратегии, так и вызовов, связанных с внешним давлением. АО "ГТЛК", подведомственное Министерству транспорта, сегодня выступает не только как базовый заказчик отечественной техники, но и как институт развития, инструмент проектного финансирования и гарант государственной поддержки.

"Минтранс системно анализирует рынки, грузовую и пассажирскую базы, а также перспективы перевозок вплоть до 2050 года. Система отраслевого образования ускоренными темпами готовит специалистов для транспорта будущего, а научные и прикладные исследования обеспечивают создание транспортных решений, которые не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят их по ряду параметров", - отметил замминистра.

Таким образом, команда Министерства формирует комплексный подход к прогнозированию спроса и планированию заказов на отечественную технику, увязывая поставки с реальной грузовой базой, доступными инновационными технологиями машиностроения и возможностями инфраструктуры. Все национальные проекты взаимосвязаны, они способствуют развитию смежных отраслей, что в первую очередь отражается на качестве жизни граждан и стабильном росте экономики страны.

Владимир Потешкин заявил, что спрос на отечественную технику в ближайшие пять лет и далее останется высоким и устойчивым - это касается пассажирских самолетов, локомотивов, судов различных классов, общественного транспорта и беспилотных комплексов.

Президентом поставлена задача - увеличить показатель авиационной подвижности населения в 1,5 раза к 2030 году. При этом доля лайнеров отечественного производства в парке должна составить не менее половины.

Со своей стороны Минтранс приводит в порядок опорную сеть аэродромов: строятся новые терминалы и взлетно-посадочные полосы, обновляется навигационное оборудование. Благодаря национальному проекту "Эффективная транспортная система" минимум треть аэропортов страны будет модернизирована к 2030 году.

Замминистра также сказал несколько слов о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. "Ровно год назад здесь, на выставке ИННОПРОМ, был впервые презентован макет головного вагона высокоскоростного поезда для наших ВСМ. К 2028 году мы должны произвести 43 таких поезда, а к 2045-му - порядка 300. Протяженность сети высокоскоростных железных дорог через 20 лет должна превысить 4,5 тыс. км", - сказал он.

На пленарной сессии также затронута тема развития скоростных пассажирских перевозок по реке. В 2024 году Минтранс определил операторов и 12 субсидируемых маршрутов в рамках первого этапа проекта "Речные магистрали". Судоходные компании перевезли 34 тыс. пассажиров.

В 2025 году география перевозок расширена, открылись новые направления. Ожидается, что по 14 субсидируемым маршрутам 8 судов на подводных крыльях перевезут порядка 52 тыс. пассажиров.

Владимир Потешкин напомнил, что, по словам Президента, все больше людей в стране предпочитают общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный. Благодаря нацпроекту "Инфраструктура для жизни" к 2030 году в регионы будет поставлено более 33 тыс. единиц подвижного состава. Стоит задача - довести как минимум до 85 % долю парка общественного транспорта в нормативе.

Шла речь и о прорывных технологиях. Сейчас в стране активно развивается новый перспективный сектор - беспилотные авиационные системы. С 1 января 2024 года стартовал национальный проект "Беспилотные авиационные системы", уже сегодня в стране зарегистрировано почти 130 тысяч БАС, функционируют 10 экспериментальных правовых режимов. По прогнозам, к 2035 году рынок БАС может превысить 1 миллион единиц, при этом доля отечественной продукции составит 80-85 %.

"Позиция Минтранса состоит в том, чтобы регулирование новой отрасли экономики было опережающим и адекватным, не отставало от тех решений, которые реализует российская промышленность. Одна из наших задач - обеспечить, чтобы время получения доступа к воздушному пространству для операторов БАС не превышало двух часов", - сказал заместитель Министра.

В сфере автономного судовождения значимый шаг сделан в декабре 2023 года: на линии Усть-Луга - Балтийск запущено беспилотное движение инновационных паромов "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский", работающих на СПГ и дизельном топливе с низким содержанием серы. Паромы уже перевезли более 2 миллионов тонн грузов. Минтранс планирует масштабировать развитие беспилотного морского флота, что во многом зависит от потенциала отечественного судостроения.

Триумфальным является и опыт беспилотных грузовиков: с момента запуска коммерческих перевозок на магистрали М-11 "Нева" два года назад на маршрутах работают 67 автономных грузовиков, перевезя свыше 1 млн кубометров грузов. Проект расширяется на ЦКАД и М-12 "Восток", привлекая внимание производителей техники, грузоперевозчиков и ретейлеров.

Изменения затронули и железнодорожную отрасль: в августе 2024 года на Московском центральном кольце впервые запущен автоматизированный электропоезд "Ласточка". Сейчас поезд работает под контролем машиниста, однако уже в нынешнем году ОАО "РЖД" готовы вывести на линии полностью беспилотный поезд. Планируется, что к 2030 году в России появятся полностью автономные пассажирские поезда дальнего следования.

Развитие беспилотных технологий касается и трамвайных систем. В мае 2024 года в Москве стартовали испытания беспилотного трамвая, который к концу 2025 года сможет самостоятельно перевозить пассажиров. Амбициозные планы столицы предусматривают, что к 2027 году более 80% трамвайного парка будут оснащены автоматизированной системой управления, а к 2030 году 30-40 % трамваев станут полностью беспилотными.
Авторские права на данный материал принадлежат «Министерство транспорта РФ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка