ИА "Хакасия"
17 февраля 2025, 09:25
Стало тихо-тихо. И совсем нечем дышать: Что ощущали пассажиры падающего на Неву Ту-124
Сегодня мы поговорим о приводнении Ту-124 на Неву.
В 1963 году регистрация на рейс проходила примерно так же, как и в нынешнее время: регистрировались за 1,5-2 часа до вылета. Правда, не требовался паспорт (вплоть до 70-х годов) и не досматривался багаж.
В тот день, 21 августа 1963 года, из Таллина в Москву собирается вылететь рейс SU-366 (регистрационный номер 45021). Экипаж - профессионалы: командир Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев.
Никаких проблем не ожидается: рейс регулярный, постоянный. Выполняется он на самолете Ту-124, который всего год как запущен в небо. О том, что на борту новейшего советского самолета может возникнуть аварийная ситуация, никто даже не думал.
Иди на Неву!
Однако проблемы начались почти сразу после взлета: заклинило переднюю стойку шасси - она оказалась в промежуточном положении. Позднее станет известно, что при взлете в Таллине самолет потерял шаровой болт (его потом подняли на взлетной полосе). Но все это выяснится позже.
А пока экипаж старается починить шасси своими силами - взяли металлическую штангу, на которой в салоне самолета висела одежда, и попытались дотянуться ей до стойки шасси через люк в полу кабины пилотов. Но все было тщетно, "передняя нога" наотрез отказывалась слушаться.
По инструкции самолет с подобной проблемой должен вернуться в аэропорт вылета. Но в Таллине тем утром - густой туман. Да и взлетно-посадочная полоса коротковата. И тогда Москва направляет самолет в ближайший город с подходящей ВПП - Ленинград.
Экипаж напряжен: предстоит аварийная посадка, при которой самое опасное - это пожар. Всего одна искра от трения о полосу - и самолет загорится. И сгорит дотла всего за три минуты. Чтобы минимизировать такие риски, нужно максимально выработать горючее. Поэтому командир Мостовой делает круги над Ленинградом. Горожане смотрят на летающий кругами самолет, который идет достаточно низко, и думают, что снимают кино.
Седьмой круг, и диспетчер приказывает идти на посадку. Но Мостовой видит, что топливо еще есть, и объявляет: идем на восьмой круг.
И тут глохнет левый двигатель. Его запускают, он пару раз "чихает" и снова глохнет. Давление падает. Мгновение - и глохнет правый двигатель. Обороты на нуле. А до аэропорта еще 20 километров.
Только не на город! Дотяните до полосы!
- это последнее, что услышали пилоты от диспетчера.
Связь отключилась.
Пассажиры позднее расскажут: в тот момент в салоне стало тихо-тихо. И совсем нечем дышать. А затем - тише тишины. Хотя тише и страшнее уже не бывает.
В иллюминатор все видят: внизу Ленинград. Его центр: Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, жилые дома.
В Москве и Ленинграде после обрыва связи уже мысленно прощались - кто с погонами, кто с должностью, но все - с экипажем и пассажирами самолета. Понимали, что все. Им не выжить.
И в почти безвыходной ситуации второй пилот Чеченев предложил посадить самолет на воду.
Иди на Неву!
- крикнул Мостовому Чеченев.
Мостовой передал ему управление. Конечно, в такой ситуации за штурвалом должен быть командир судна, но Мостовой знал, что Чеченев - военный летчик. Он совершит этот маневр куда профессиональнее. Речь шла не только о спасении всех, кто на борту, но и о спасении людей на земле - нельзя было допустить, чтобы самолет рухнул в центр Ленинграда.
В руках Василия Чеченева Ту-124 прервал крутое снижение, довернул до Невы, перешел в планирование. Затем дотянул до середины реки. Чуть не задел проплывающий по реке буксир, но, приподняв самолет, обошел и его.
Сложно поверить, но все произошло всего за 14 (!) секунд.
Именно 14 секунд прошло с момента полной остановки двигателей. 14 секунд падения, следом "плюх!" в воду, и Ту-124 с 45 пассажирами на борту остановился в 200 метрах от опор железнодорожного моста. Всего секунда - и Ту-124 врезался бы в мост.
А тем буксиром, который чуть не задел самолет, командовал тогда 23-летний капитан-дублер Юрий Поршин. Он среагировал молниеносно - подплыл к самолету, зацепил его и отбуксировал к берегу. На правом берегу тогда был плотовый рейд деревообрабатывающего комбината, и получилось так, что левое крыло как раз подошло под плот - получился естественный трап.
А к самолету уже бежали люди. Случилось небывалое - самолет на Неве! Те, кто был на берегу, помогали пассажирам перейти из самолета на набережную. Очень оперативно примчались все службы: милиция, врачи, спасатели.
Говорят, одна горожанка, пока помогала пассажирам, сама плюхнулась в воду, и спасатель, стоящий рядом, вздохнул и сказал: "Ну вот, теперь еще и тебя спасать". Но это так, толика юмора. Женщину, конечно, спасли. Как и всех, кто был на борту Ту-124.
Что отмечают, так это поразительное спокойствие пассажиров. Не было паники, истерик, воплей. Спокойно сходили на берег, как будто ничего необычного не произошло. Хотя - и это факт - случилось настоящее чудо.
Авторские права на данный материал принадлежат «ИА "Хакасия"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 2, 2025
В аэропорту Внуково прошла экскурсия для детей участников СВО