О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли
Среднемагистральный лайнер МС-21

Среднемагистральный лайнер МС-21

Среднемагистральный лайнер МС-21 – наиболее значимый проект российского гражданского самолётостроения. Базовый МС-21-310, рассчитанный на перевозку от 163 до 211 пассажиров, должен заменить самолёты семейств Airbus A320 и Boeing 737 в парке отечественных авиакомпании, а впоследствии выйти на экспорт.

Формально старт работе над новым самолётом положен в 2003 году, когда был проведён конкурс на разработку и серийное производство ближне- среднемагистрального самолёта. Фактически работы начались в 2008 году. Головной разработчик – Корпорация "Иркут" (ныне "Яковлев"). Финальная сборка осуществляется на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО "Яковлев").

Самолёт имеет самый широкий в своем классе фюзеляж, крыло большого удлинения из композитных материалов, цифровую систему управления, двигатель ПД-14, соответствующий перспективным экологическим требованиям и обеспечивающий низкий удельный расход топлива.

Первый полёт МС-21-300 с двигателями и бортовым оборудованием иностранного производства состоялся 28 мая 2017 года. По мере введения антироссийских санкций разработчик провёл импортозамещение материалов и систем. В декабре 2020 года впервые поднялся в воздух МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Вслед за этим была проведена замена авионики и бортовых систем отечественными аналогами.

Сертификация первоначальной версии с иностранными комплектующими была завершена в 2021 году, а программа испытаний переключилась на новую конфигурацию. С 2025 года активизированы сертификационные полеты с обновлёнными системами. До сентября 2026 года предстоит завершить ключевые испытания, после чего планируется приступить к поставкам лайнеров авиакомпаниям. Крупнейшим заказчиком и стартовым эксплуатантом станет Группа "Аэрофлот", выразившая намерение приобрести не менее 200 таких самолётов.

Загрузка