Госкорпорация Ростех
28 мая 2025, 04:00
Су-27: истребитель, опередивший время. Продолжение
Рассказываем, почему Су-27 считался лучшим истребителем в мире и какие еще крылатые машины созданы на его основе
Второе рождение истребителя
ОКБ Сухого в те годы понесло тяжелую утрату. 15 сентября 1975 года ушел из жизни основатель и генеральный конструктор КБ Павел Осипович Сухой. На посту руководителя его сменил Евгений Алексеевич Иванов. Также сменился главный конструктор проекта Т-10 - в 1976 году им стал Михаил Петрович Симонов, будущий доктор технических наук, профессор МАИ, Герой Российской Федерации.
Именно Михаил Петрович и стал инициатором переработки первоначального проекта. Ему и пришлось взять на себя всю тяжесть этого непростого решения. Скольких сил и нервов стоило ему отстоять это решение в высоких кабинетах и коридорах власти... "Если мы делаем боевую машину, то у нас выход только один - сделать ее так, чтобы она победила противника!" - эти слова Михаила Петровича явились своеобразным девизом и послужили руководством к действию.
Нового конструктора Су-27 поддержал ио генерального конструктора ОКБ Сухого Евгений Алексеевич Иванов. Сторону Симонова и Иванова принял тогдашний заместитель министра авиационной промышленности Иван Степанович Силаев, совместными усилиями им удалось на практике реализовать это непростое решение.
Созданный через несколько лет Су-27 уже представлял собой именно новый самолет, а не улучшенный вариант существующей машины. Как говорят сами создатели нового "двадцать седьмого", если что-то и осталось в Су-27 второй итерации от первоначального проекта Т-10, так это колеса шасси да катапультируемое кресло летчика. Это, конечно же, образное выражение, но суть перемен, произошедших с новым истребителем, оно выражает точно.
Интегральную схему на Су-27, конечно же, оставили, но при этом аэродинамическое сопротивление машины удалось еще больше снизить. Сделано это было за счет следующих основных мероприятий: по-другому расположили двигатели и их агрегаты, полностью изменили обводы носовой части фюзеляжа, переделали конструкцию шасси, по-иному расположили вертикальные кили, но главное - самолет получил новое крыло, имевшее трапециевидную форму. Передняя кромка нового крыла оснащалась отклоняемыми носками, вместо элеронов и закрылков, на задней кромке крыла появились новые универсальные органы управления - флапероны, которые выполняли функции как закрылков, так и элеронов. Воздухозаборники двигателей снабдили подвижными защитными сетками. Переднюю стойку шасси сдвинули назад, что существенно улучшило ситуацию с защитой воздухозаборников двигателей от попадания в них посторонних предметов, поднимаемых с ВПП. Увеличилось количество точек подвески ракетного вооружения.
Создание новой машины заняло почти четыре года. 20 апреля 1981 года летчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин поднял в небо новый истребитель Т-10С, буква С в шифре которого означала "серийный". Именно эта машина сегодня известна всему миру как Су-27.
Первые серийные машины нового поколения поступили в советские ВВС в 1985 году. В конце XX века именно Су-27 считался лучшим истребителем в мире. Благодаря большому запасу топлива он летал дальше всех истребителей, а его мощнейшие двигатели тягой на форсаже по 12,5 тонн обеспечивали ему как высокую скорость полета, так и великолепную, непревзойденную маневренность.
В короткий период разрядки напряженности между СССР и США имели место несколько встреч наших военных летчиков и летчиков-испытателей с американскими коллегами. Были проведены показательные воздушные бои с участием Су-27. Противниками выступали американцы на самых совершенных версиях истребителя Ф-15 "Игл". По словам заслуженного военного летчика, летчика-снайпера, генерал-майора авиации Александра Николаевича Харчевского, истребитель Су-27 показал свое преимущество, позволив зайти в хвост американцу уже через полтора витка виража.
Родоначальник семейства
Правильность примененных при создании Су-27 конструкторских решений, а также перспективность самой концепции, заложенной в этот уникальный самолет, полностью подтверждаются фактом создания на базе "двадцать седьмого" целого семейства крылатых машин. Расскажем лишь об основных.
Наименование П-42 получил рекордный вариант Су-27. На нем в 1986-88 годах было установлено 27 абсолютных мировых рекордов, в том числе по скороподъемности и скорости полета. Особо отметим, что П-42 побил рекорды, ранее установленные его американским оппонентом, самолетом Ф-15 "Игл".
Одним из первых вариантов модификации Су-27, запущенной в серию, стал двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ, предназначенный для обучения летного состава, ввода в строй, переучивания и повышения летной квалификации. По сути, это обычный истребитель, оборудованный второй кабиной, в которой находится инструктор. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что в многочасовых перелетах Су-27УБ оказывается предпочтительнее обычной одноместной машины. Летчики могут пилотировать самолет по очереди и не чувствуют себя одиноко над бескрайними просторами Сибири или Северного Ледовитого океана. Именно поэтому командование авиации ПВО еще в середине 1980-х годов вышло с пожеланием создать на базе "спарки" дальний двухместный истребитель-перехватчик, который для увеличения радиуса действия решили оснастить системой дозаправки в воздухе. Но ведь такая машина может не только перехватывать воздушные цели, но и использоваться в качестве многофункционального истребителя или ракетоносца. Причем второй член экипажа при этом может быть штурманом-оператором ударных вооружений самолета. Так в 1996 году родился, по существу, новый самолет - многоцелевой истребитель Су-30МК, оснащенный передним горизонтальным оперением (ПГО), двигателями с управляемым вектором тяги и способный брать на борт до 8 тонн боевой нагрузки. Сегодня на вооружении ВКС России состоят усовершенствованные самолеты Су-30СМ.
Говоря об истребителе Су-27, нельзя не сказать и о его корабельном варианте Су-27К, который позже получил собственное обозначение Су-33. Он предназначен для базирования на авианесущих кораблях, в частности, на крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", имеет складывающиеся консоли крыльев и хвостового оперения, более прочное шасси и тормозной крюк (гак), которым цепляется при посадке за тросы аэрофинишера. Также одной из особенностей Су-33 стало применение ПГО. Именно по результатам испытаний ПГО на Су-27К был выявлен значительный прирост подъемной силы всего самолета в целом. Оказалось, что воздушные вихри от ПГО улучшают общую картину обтекания крыла, увеличивая разрежение на его верхней части, что, в свою очередь, увеличивает подъемную силу крыла. И после этого ПГО было решено использовать на Су-30СМ и Су-34.
Еще одной боевой машиной, созданной на базе "двадцать седьмого", стал фронтовой бомбардировщик Су-34. Эту машину отличает, прежде всего, полностью перекомпонованная головная часть фюзеляжа с пилотской кабиной, в которой летчики размещаются бок о бок друг с другом. Также более тяжелый самолет потребовал создания усиленного шасси. Создание бомбардировщика на основе истребителя еще раз подчеркивает тот огромный потенциал, который был заложен в Су-27 его создателями. Фронтовой бомбардировщик Су-34 способен нести до восьми тонн различной боевой нагрузки. Эта машина с первых дней применяется в ходе специальной военной операции и является, по словам военного руководства страны, настоящей рабочей лошадкой СВО, успешно выполняющей широкий спектр боевых задач.
Вершиной модельного ряда самолетов типа Су-27 стал созданный в 2008 году Су-35. Совершенно новое радиолокационное оборудование, а также новые, более мощные двигатели тягой на форсаже по 14.5 тонн, имеющие управляемый вектор тяги, позволили вдохнуть в самолет новую жизнь и новые возможности. Боевые и маневренные характеристики истребителя выросли настолько, что впору было говорить о создании совершенно нового самолета. Поэтому не случайно этот истребитель получил условное обозначение истребителя поколения 4++. Сегодня эту боевую машину Воздушно-космические силы РФ активно и успешно применяют для решения задач контроля воздушного пространства в зоне проведения специальной военной операции.
Звезда авиационного экспорта
Истребитель Су-27 добился широкого мирового признания и стал одним из самых распространенных боевых самолетов в мире. Кроме нашей страны, после распада Советского Союза эти самолеты остались на вооружении Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Украины. Около 80 самолетов Су-27/Су-27УБ закупил Китай, после чего последовало соглашение о лицензионном производстве Су-27СК. Поступление этого самолета обеспечило китайским ВВС качественное превосходство над ВВС Тайваня. Машины "двадцать седьмого" семейства по сей день состоят на вооружении ВВС Китая, составляя значительную часть авиационного парка этой страны. Около четырех десятков машин семейства Су-27 было поставлено индийским ВВС, а еще от 140 до 200 машин, по разным оценкам, были построены в Индии по лицензии. На Африканском континенте Су-27 поставлялись ВВС Анголы, Эритреи, Эфиопии, Уганды и Алжира. В Юго-Восточной Азии Су-27 состоят на вооружении ВВС Малайзии, Вьетнама и Индонезии.
Сегодня мы можем с полным правом отметить, что создание истребителя Су-27 явилось одним из самых выдающихся этапов развития отечественной авиационной науки и промышленности. Су-27 вобрал в себя не только все передовое, что было доступно на момент его проектирования. Его создатели, советские авиаконструкторы, ученые-аэродинамики, инженеры и авиационные специалисты, работали на долгосрочную перспективу, вложив в этот самолет большие модернизационные возможности. Они поставили своей целью создать лучший в мире истребитель, и у них это действительно получилось.
Правильность такого подхода со всей очевидностью показала вся история машины. Даже в наши дни Су-27 еще продолжает оставаться "на крыле" и в боевом строю. И равных ему по боевым возможностям среди самолетов иностранного производства очень и очень немного даже сегодня, хотя со времени первого полета Су-27 прошло почти полвека. Создание нового самолета, а особенно такого, как Су-27 - это наука и искусство одновременно. Именно так сказал о создании лучшего в мире истребителя его первый конструктор Олег Сергеевич Самойлович.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2025
Аэрофлот и Сбер создадут "умный" онлайн-сервис на основе генеративного ИИ для планирования путешествий
Ноябрь 21, 2025
В аэропорту Внуково начал работу новый бизнес-зал "Чайковский"
Ноябрь 21, 2025
"Хабаровские авиалинии" возобновили полеты в Чегдомын
Ноябрь 21, 2025
Во Внуково сообщили об окончательном решении проблем с багажом Turkish Airlines
