Вечерняя Казань
3 июля 2024, 10:31
Татарстан и Ту-214 проиграли небо Мантурову
У Ту-214 все меньше шансов стать отечественным аналогом Boeing и Airbus
В столице Татарстана Ту-214, разработанный в ОКБ А.Н. Туполева под руководством главного конструктора Ю.В. Воробьева на базе Ту-204, производится с 2000 года. Первый полет с пассажирами лайнер совершил в 2001 году, вмещает машина до 210 человек. В 2010-х годах "Аэрофлот" отказался от эксплуатации машины казанского авиазавода. Самолет не выдержал конкуренции с Boeing и Airbus, ограничений по приобретению которых тогда еще не было.
После начала СВО и введения экономических санкций в крупнейшей российской авиакомпании, казалось, вернулись к идее закупать казанские "тушки". В 2022 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), куда входит и казанский завод имени С.П. Горбунова, подписал соглашение с "Аэрофлотом" о намерении авиакомпании приобрести 339 самолетов отечественного производства. Планировалось, что крупнейшая авиакомпания страны с 2023 по 2030 год получит в лизинг 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ-NEW и 40 Ту-214.
"Государство будет субсидировать закупку импортозамещенных версий воздушных судов, зафиксировав поставочную цену для авиакомпаний, чтобы наши перевозчики не испытывали дополнительной финансовой нагрузки", - заявил на церемонии подписания Денис Мантуров, возглавлявший в то время Минпромторг.
Экс-министр транспорта Виталий Савельев предрекал машине казанского авиазавода большое будущее - сообщалось, многие перевозчики рассматривают его в качестве одной из базовых моделей авиапарка. А премьер-министр России Михаил Мишустин, приехав год назад на казанский авиазавод, сообщил, что на производство Ту-214 выделили 41,8 миллиарда рублей, причем из Фонда национального благосостояния.
Не помогла даже реклама от Путина
Сообщалось, что в 2023 году "Аэрофлот" просил ОАК (куда входит и казанский авиазавод) внести 99 изменений в салон Ту-214. Среди них - увеличение объема багажных полок, установка под спинкой опускающейся подножки для пассажира на местах бизнес-класса, изменение спасательного оборудования. Также у лайнеров для "Аэрофлота" максимальная вместимость должна была составлять 175 кресел с 12 местами бизнес-класса.
"Самолет Ту-214 полностью состоит из отечественных комплектующих, оснащен отечественными серийными двигателями ПС-90А", - рассказывал о технических характеристиках самолета исполнительный директор госкорпорации "Ростех" Олег Евтушенко.
Также гендиректор "Аэрофлота" Александровский говорил, что авиакомпании нужны только Ту-214 с экипажем из двух человек. При этом в изначальной конструкции самолетом управлял экипаж из трех человек - два пилота и бортинженер. Глава авиакомпании признавал, что уменьшение численности экипажа самолета вызовет трудности, но для перевозчика это критически важное требование, ведь наличие бортинженера - это дополнительные расходы.
Уже на стадии производства руководитель "Аэрофлота" намекал, что использование Ту-214 носит скорее временный характер. МС-21 - машина новая, поэтому закупка самолета производства казанского авиазавода позволит спокойно доработать новый борт до нужных кондиций. К тому же, как отмечал Александровский, хоть поставка первых Ту-214 и запланирована на 2024 год, но в компании не уверены, что к этому времени машины смогут переработать под их требования.
Также напомним, что в 2022 году ОАК и "Аэрофлот" подписали не полноценный контракт, а лишь соглашение о намерениях. А в 2023 году президент России Владимир Путин даже публично раскритиковал Мантурова за то, что авиазаводы не обеспечены заказами.
"У вас сверстано, но контрактов нет. Сейчас закончим совещание, чего мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Ну чего вы в самом деле дурака-то валяете?" - выражал недовольство глава государства.
Примечательно, что еще в мае глава Ростеха Сергей Чемезов сообщал, что госкорпорация и "Аэрофлот" заключили твердый контракт на поставку 11 самолетов Ту-214. Но спустя месяц глава авиакомпании Александровский анонсировал отказ от закупки "тушек".
Глава государства сам летает на Ту-214 - эти лайнеры входят в президентский специальный летный отряд "Россия". И в Казань в феврале этого года прилетел на татарстанской "тушке". Казалось бы, такая реклама точно обеспечит самолету место в парке "Аэрофлота".
Татарстан верит в Ту-214
Говорить, что производство Ту-214 на казанском авиазаводе после демарша крупнейшего перевозчика страны заглохнет, преждевременно. Так, лайнеры данной модели закупает татарстанская авиакомпания "ЮВТ Аэро". В 2025 году в парк компании поступят два самолета авиазавода столицы Татарстана.
- В Казани производят прекрасный Ту-214. Лайнеры эти будут летать на дальние расстояния, до шести тысяч километров - в Москву, Петербург, Ташкент, Сибирь, на Дальний Восток, в Турцию и ОАЭ, - рассказывал в интервью "Вечерней Казани" гендиректор "ЮВТ Аэро" Петр Трубаев.
В ответ на запрос издания в татарстанской авиакомпании отметили, что не намерены отказываться от эксплуатации Ту-214, несмотря на решение "Аэрофлота". Также "ЮВТ Аэро" прорабатывает идею объединения в единую систему работы региональных (лайнеры CRJ 200) и среднемагистральных (Ту-214) самолетов. По задумке, 50-местные Bombardier CRJ 200 подвозили бы в столицу Татарстана пассажиров из близлежащих регионов, а из казанского аэропорта их бы увозили казанские "тушки" на дальние направления.
Лайнеры МС-21, которые для "Аэрофлота" оказались предпочтительнее казанских самолетов, соответствуют требованиям авиакомпании об экипаже в два пилота. Вместимость машины, производимой на иркутском авиазаводе, составляет от 163 до 211 пассажиров, поступить в авиакомпании машина должна в 2025 году. Лоббистом производства и использования этого самолета называли бывшего главу Минпромторга, а ныне первого вице-премьера Мантурова. И пока выходит так, что перевозить пассажиров "Аэрофлота" будет только "мантуровский" МС-21, а не татарстанские Ту-214.
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка