НГС
13 января 2025, 09:42
Теперь уже не раньше 2028-го? Насколько продвинулось производство самолета МС-21, который обещали в 2024-м
Собрали главные новости за прошлый год и ждем изменений в новом
МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Самолет неоднократно попадал в поле зрения журналистов. Например, телеканал "Звезда" в рамках программы "Военная приемка" рассказывал о создании компонентов для сборки лайнера в условиях санкций.
Что обещали год назад?
Сертификационные испытания лайнер проводил в 2021 году: в декабре самолет впервые сел на гражданском аэродроме - в аэропорту Иркутска. В августе 2022-го машина совершила сотый полет с отечественными двигателями ПД-14 в подмосковном Жуковском.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же, по заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров могут отложить на 1-2 года из-за санкций западных стран.
Кроме того, корпорация "Иркут" намеревалась в 2026-2027 годах ввести в эксплуатацию ангарный комплекс для технического обслуживания российских самолетов SSJ-100 и МС-21. Его планируют разместить в Шереметьево. Предполагалось, что "Аэрофлот" до 2025 года должен был получить 18 самолетов МС-21. В число других эксплуатантов лайнера вошли также дальневосточная "Аврора" (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская "Белавия". Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
Также известно о десяти других возможных пользователях МС-21. В разные годы меморандумы о намерениях, предварительные и твердые контракты заключали российские "Ангара" (как и "ИрАэро", она базируется в Иркутске), "Аэрофлот", "Алроса", "Якутия", Nordwind и Red Wings, а также Air Tanzania, Cairo Aviation из Египта, Peruvian Airlines (Перу) и "Азербайджанские авиалинии".
В апреле 2023 года глава Ростеха Сергей Чемезов заявил РИА Новости, что государство будет субсидировать закупки МС-21 для отечественных авиакомпаний, за счет чего и снизится цена.
По информации источников газеты "Ведомости" в госструктурах, новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 миллиарда рублей за штуку. Это примерно в полтора раза дешевле, чем сопоставимый по вместимости Boeing или Airbus. Чуть позже появилась новая информация о стоимости российского лайнера - тогда его оценили уже в 4,3-4,6 миллиарда рублей, что дороже зарубежных аналогов.
Во время прямой линии в конце 2023 года президент Владимир Путин заявил, что к 2030 году планируют произвести более тысячи отечественных самолетов и МС-21 - среди них. Незадолго до этого МС-21 успешно прошел тесты на безопасность при максимальной загрузке в 211 пассажиров.
Иркутяне же в январские праздники 2024 года следили за тем, как из Ульяновска везли левую консоль для крыла МС-21. Ее транспортировкой занимались водители иркутского дочернего предприятия ИАЗ через Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую области, Татарстан, Башкортостан и многие другие регионы России.
Некоторые города экипаж проезжал ночью, какие-то, например Омск и Кемерово, объезжал, чтобы не попасть в многочасовые пробки. Средняя скорость колонны составляла 60 километров. Консоль везли 10 дней, а затем поехали обратно в Ульяновск за правой.
Что происходило в 2024-м
В январе прошлого года авиаэксперт Роман Гусаров поговорил с журналистами 116.RU и сравнил иркутский самолет МС-21 с зарубежными боингами и аэробусами и нашел преимущества, которыми обладает производимый в Иркутске лайнер.
Гусаров комментировал активную модернизацию Ту-214, которую проводили на Казанском авиационном заводе, и заметил, что в ней нет смысла, поскольку в России есть более перспективный вариант - МС-21. Он, в отличие от казанской "тушки", прошел сертификацию с российскими двигателями. Перспективу выпускать до 70 самолетов в год Гусаров назвал реальной.
- Ту-214 - это старые чертежи, старые технологии. Поэтому нельзя просто так взять и увеличить производство. И специалистов не хватает, потому что производство по старым технологиям предполагало ручной труд, как это было в СССР, когда на завод пачками приходили токари, слесари. Сейчас все делают цифровые станки без участия человека - быстрее, в больших объемах и качественнее. Поэтому говорить о модернизации можно сколько угодно, - отмечает Гусаров.
По мнению авиаэксперта, МС-21 даже более современен, чем боинги и аэробусы, которые начали производить еще в прошлом веке. По его словам, иркутский лайнер - это новое поколение, он находится в самом начале своего модернизационного пути.
Также в начале 2024 года правительство выделило производителям более 280 миллиардов рублей на возвратной основе, чтобы те до 2030 года выпустили более 600 отечественных лайнеров, среди которых 270 самолетов МС-21.
Казалось бы, документ подписан, осталось только освоить деньги Фонда национального благосостояния и выпустить то, что хотят чиновники. Но все оказалось не так просто. Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков заявил, что это не те самолеты, которые сегодня нужны России.
- Во-первых, нам нужны дальнемагистральные самолеты, чтобы летать в Хабаровск, Владивосток и другие отдаленные города. Во-вторых, нужны самолеты для северных регионов и бездорожья. Там до сих пор летают Ан-24 и Ан-26. В-третьих, нужны маленькие самолеты. И чем заменять Ан-2 и Л-410, которые по чешской лицензии выпускали, тоже неизвестно, - рассуждал он.
Кирилл Янков выражал неуверенность, что в нынешних условиях реально собрать 600 самолетов до 2030 года.
В документе о выделении 283 миллиардов рублей также указаны различные этапы модернизации Иркутского авиазавода, необходимые для выполнения программы по строительству МС-21: техническое перевооружение завода до 2026 года; увеличение производственных мощностей до конца 2024-го для выпуска от шести самолетокомплектов, к концу 2025-го - от 12 самолетов. Максимума предприятие должно достигнуть к декабрю 2029 года - от 72 самолетокомплектов.
В конце зимы глава Ростеха Сергей Чемезов заявил о переносе начала серийных поставок новейших пассажирских самолетов МС-21 на 2025-2026 годы. Изначально планировалось, что авиакомпании получат первые самолеты в 2024 году, но испытания не удалось завершить вовремя. Да и с финальным обликом лайнера к тому времени еще не определились.
Минпромторг объяснил перенос сроков поставки самолетов "объективными техническими сложностями" реализации проектов такого масштаба в гражданской авиации, а также отметил, что программа импортозамещения реализуется в беспрецедентные по мировым меркам сроки.
Все ради боевой авиации
Буквально на следующий день после новостей о переносе поставок появилась информация о нехватке кадров на Казанском авиазаводе, где производят пассажирские самолеты Ту-214. Авиаэксперт Владимир Попов предлагал Иркутскому авиазаводу "поделиться специалистами", но глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что в Иркутске, напротив, нужно увеличить штат сотрудников: в ближайшие 2 года предприятию понадобятся 3 тысячи специалистов.
Одна из составляющих плана по привлечению людей - развитие микрорайона, в котором расположен Иркутский авиазавод. В первую очередь обсуждается увеличение транспортной доступности Второго Иркутска, причем власти говорят об увеличении числа парковок для частных автомобилей, а не о развитии общественного транспорта. Кроме того, планируется строительство нового жилья.
Тот же авиаэксперт Владимир Попов отметил, что отрасль спокойно переживет перенос сроков поставок МС-21.
- В принципе, у нас уже есть возможность поставить МС-21 на конвейер. Но все связано с некоторыми "экономическими уступками" в пользу СВО, чаши весов качаются, конечно, в пользу боевой авиации. Если все в совокупности оценить, то, наверное, небольшие потери (по времени) будут, если мы выйдем на производство МС-21 в количестве 10-12 машин в год только в 2025-2027 годах, возможно, и в 30-е годы. Ничего страшного, у нас пока есть на чем летать, надо будет поддерживать в рабочем состоянии, - отметил Попов, говоря о боингах и аэробусах, которых в России сейчас около 700 единиц.
Запаса прочности иностранных самолетов, по прикидкам Попова, должно хватить еще на 7-10 лет, а запчасти для них можно закупать через Китай и Иран. Однако рассчитывать на то, что МС-21 полностью заместит боинги и аэробусы в России, не стоит.
На опасения о том, что МС-21 в процессе импортозамещения потяжелел на 6 тонн, Попов тоже ответил оптимистично и связал это с тем, что в России иные стандарты прочностных характеристик, добавив, что это не повлияет на безопасность полетов.
- Иногда наши самолеты критикуют, говорят, что они деревянные. Но они летают так же хорошо, как и все остальные. Тем более что в России очень сложная аэродромная сеть. Это связано с климатом, с географическими условиями. Огромное количество аэродромов находится в Сибири, на Крайнем Севере, а это экстремальные условия. И при такой трудной эксплуатации повышенные прочностные характеристики себя оправдывают, - отметил Попов.
Есть и хорошие новости
В мае МС-21 выполнил автоматическую посадку с российскими двигателями в рамках испытаний на аэродроме Жуковский в Подмосковье. Это означает, что самолет может приземляться при дальности видимости на ВПП не менее 200 метров и высоте принятия решения менее 30 метров.
Полет выполнялся в рамках программы испытаний комплекса средств автоматической посадки - всего планируется выполнить порядка 100 полетов. Программные алгоритмы и аппаратный информационно-вычислительный комплекс системы управления, обеспечивающие автоматическую посадку МС-21, изначально разработаны в России. В ОАК отметили, что МС-21 ранее уже выполнял полеты по такой программе, но сделаны они были на лайнере с двигателем иностранного производства.
В начале июня на Иркутский авиазавод свозили президента Белоруссии Александра Лукашенко, который побывал в городе с рабочим визитом. Тогда обсуждалась возможность создания на территории Белоруссии площадок для ремонта и сервисного обслуживания поставленной в республику российской авиатехники.
"Аэрофлот" сообщил, что ожидает первые самолеты МС-21 в своем авиапарке уже в сентябре 2025 года. В авиакомпании добавили, что из-за переноса срока поставок компания в 2025 году недополучит 4 миллиона пассажиров. Зампредседателя общественного совета при Росавиации Мирослав Бойчук выразил уверенность, что самолеты МС-21 могут полностью решить задачу по замене иностранных судов в авиапарке "Аэрофлота".
В августе в ПАО "Яковлев" рассказали, что салон самолета МС-21, который собирают на Иркутском авиазаводе, будет со сниженным шумом и увеличенным проходом. Кроме того, иллюминаторы будут больше обычного, а багажные полки - вместительнее. По словам начальника отдела эскизного проектирования предприятия Никиты Шапиро, проектировщики поставили перед собой цель - увеличить личное пространство для пассажира, тем самым снизив утомляемость от полета. При разработке компоновок салона изначально учитывали требования не только регулярных авиакомпаний, но и бюджетных авиаперевозчиков.
Также конструкторы поработали над давлением внутри самолета: сейчас на Airbus А320 и Boeing 737 используется давление как на высоте 2400 метров, на МС-21 сделали давление как на дальнемагистральных, широкофюзеляжных лайнерах, что потребовало установки соответствующих систем жизнеобеспечения. Давление внутри кабины МС-21 соответствует высоте 1800 метров. Это должно избавить пассажиров от закладывания ушей и головной боли.
Внимание при разработке уделили и уровню и возможностям естественной и искусственной освещенности. В самолете МС-21 иллюминаторы сделали больше почти на 30% по сравнению с A320. Кроме того, в самолете комфортно будут размещаться шесть человек в одном ряду, а центральный проход позволит разойтись двум пассажирам или пассажиру с кухонной тележкой.
Кстати, исходя из тенденции роста антропометрических показателей ширина фюзеляжа МС-21 увеличена до 4,06 метра, что на 30 сантиметров больше, чем у Boeing 737, и на 11 сантиметров больше, чем у Airbus А320. Полки для ручной клади делали на основе опыта авиакомпаний и исходили из того, что на полку должны помещаться три чемодана, для этого их надо ставить ребром.
Кроме того, в МС-21 заложили шаг кресел в 32 дюйма (81,3 сантиметра) для типового экономкласса. В таком случае человек ростом 177-180 сантиметров сидит, не упираясь коленками в спинку переднего кресла. При шаге кресел в 32 дюйма в МС-21 поместится 181 пассажир, а при снижении шага до 29 дюймов (73,7 сантиметра) в лоукостерах помещается до 211 человек. Но тогда пассажирам с высоким ростом там уже может быть не так удобно, так как место для ног ограничено.
Летные испытания импортозамещенного самолета МС-21 назначили на конец 2024 года. Два опытных образца оборудовали отечественной авионикой, российскими двигателями и системами жизнеобеспечения. В производственной кооперации участвуют более 20 тысяч предприятий и 56 основных поставщиков.
24 августа во Втором Иркутске состоялись демонстрационные полеты авиатехники в честь 90-летия Иркутского авиазавода. Фигуры высшего пилотажа показали и на МС-21.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев во время Восточного экономического форума во Владивостоке сказал, что для строительства МС-21 на Иркутском авиазаводе планируют увеличить численность работников с 13 до 17 тысяч. Это должно произойти к 2027 году. Речь не только непосредственно о строительстве МС-21, но и о его комплектовании, а также процессе импортозамещения всех узлов и агрегатов самолета.
Кстати, там же, на Восточном экономическом форуме, контракт на поставку 45 самолетов заключила авиакомпания Smartavia, еще 7 заказала "ИрАэро".
Smartavia - частная российская авиакомпания, базируется в Архангельске, Санкт-Петербурге и Москве. Парк компании, по данным ее сайта, сформирован из 11 Boeing 737 и двух Airbus A320. В 2023 году Smartavia нарастила перевозки на 17%, до 3,8 миллиона человек.
Самолет будет короче?
В сентябре авиаэксперт Владимир Попов говорил, что поставки первых самолетов МС-21 будут иметь принципиальное значение для нового главы Минпромторга России Антона Алиханова, который пришел на смену Денису Мантурову (ставшему первым зампредом правительства). Но предел выпуска в 2025 году - 6 или максимум 8 лайнеров. При этом у отечественной авиаотрасли в целом и у МС-21 в частности есть проблема с кадрами, и к выпуску 36 самолетов МС-21 в год - то есть примерно одного самолета в неделю - Иркутский авиазавод будет готов примерно через 10 лет. На то есть объективные причины - спецоперация и потребность нашего государства в боевых самолетах.
В конце сентября Денис Мантуров предложил, как можно решить проблему с импортозамещением систем и авионики для отечественных самолетов: можно делать самолеты короче. Он напомнил, что проект "с 2014 года преследуют санкции": сначала Америка отказалась поставлять композиты для крыла, а в 2022-м целый пул зарубежных поставщиков перестал работать с ОАК. В итоге пришлось замещать 36 систем самолета.
- В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолетов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140-150 человек, - подчеркнул Мантуров.
Тут можно почитать комментарии авиаэкспертов о том, действительно ли это нужно и зачем. В ноябре 2024 года правительство России высказало намерение потратить 1,9 миллиарда рублей на разработку эскизного проекта его укороченной модификации. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, укороченный МС-21 сможет перевозить 160-170 пассажиров.
Когда все-таки мы полетим на МС-21?
Осенью госкорпорация "Ростех" заявила, что планирует начать серийный выпуск самолетов МС-21 с 2025 года, а председатель Правительства РФ Михаил Мишустин оптимистично назначил на этот же год и поставки, но в декабре Антон Алиханов подтвердил, что в 2025 году начнутся только полеты полностью импортозамещенного самолета МС-21 с российским двигателем ПД-14.
В начале декабря Минпромторг РФ сократил количество моторов ПД-14 для иркутского лайнера МС-21, которые должны выпустить до 2026 года. В прошлом году планировалось передать заказчику 12 установок, а в 2025-м - 24. В итоге в 2024 году ПД-14 выпустили только два, планы на 2025 год сократились до 7 единиц. Наверстать объемы планируют в 2027-2030 годах.
Мантуров заявил, что российский авиапром работает над тем, чтобы выдержать сроки по выходу на серийное производство импортозамещенного самолета МС-21, как это планировалось в 2025 году. Также в декабре сдвинулись сроки поставки первых самолетов для "Аэрофлота". Их перенесли на начало 2026 года.
По оценкам авиаэксперта Владимира Попова, с пассажирами МС-21 полетит не раньше 2028 года. А во время эксплуатации будет выявляться необходимость доработок, как это происходит во всем мире, а не только в России.
Сейчас в цехах Иркутского авиационного завода в разной степени готовности стоит уже более 20 самолетов МС-21. Решение "накопить" машины направлено на ускорение производства после сертификации импортозамещенных версий этих воздушных судов.
Авторские права на данный материал принадлежат «НГС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114