МАИ
24 ноября 2025, 11:14
Три разработки и шесть побед: маевцы отличились на всероссийском слете инженерных команд в области БАС
Событие организовано АНО "Университет 2035" в рамках федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем". Цель мероприятия - подготовка специалистов для развития дроносферы страны. Проведенная на слете выставка разработок позволила оценить предлагаемые технические решения, их перспективы, установить контакты с авторами. Молодые инженеры, в свою очередь, могли пообщаться с коллегами и обрести наставников.
Участники слета презентовали свои разработки экспертной комиссии и подтверждали их технические характеристики в специальной зоне - "Дрон-гараже". По итогам оценки проектов в каждой из 15 номинаций определялся победитель.
Одна из команд МАИ - "РадиоВектор", в которую вошли участники из институтов № 1 "Авиационная техника" и № 4 "Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность" - выиграла в номинации "Бортовое оборудование". Она презентовала устанавливаемый на беспилотные воздушные суда механизм стабилизации направленной антенны, который позволяет увеличить дальность радиосвязи.
В номинациях "БАС для агропрома" и "Высокий уровень инженерной разработки" первых мест удостоена команда "АМС "ГИРД" студентов института № 7 "Робототехнические и интеллектуальные системы". Они представили центробежную форсунку для агропромышленных беспилотников. К выставке команда разработала стенд, наглядно демонстрирующий работу устройства. Их решение состоит из отечественных электронных компонентов и управляется через протокол связи DroneCAN.
Самой титулованной на слете стала команда МАИ "Фаервотч", одержавшая победу сразу в трех номинациях: "Бортовое программное обеспечение", "Ценность для индустрии БАС", "Нейросетевые решения в БАС". В нее вошли студенты институтов № 3 "Системы управления, информатика и электроэнергетика" и № 6 "Аэрокосмический". Маевцы презентовали систему для распознавания дыма на горизонте и определения координат очага возгорания на борту БВС. Она предназначена для защиты от пожаров лесов, заповедников, находящихся рядом с ними территорий промышленных предприятий, а также объектов критической инфраструктуры. Разработанная система позволяет выявить очаг возгорания на ранней стадии - по появлению дыма, и в автоматическом режиме за несколько секунд передать координаты службам МЧС. В перспективе планируется также внедрить передачу информации о классификации возгорания и скорости его распространения. Такой подход поможет локализовать пожар на небольшой площади, предотвратив катастрофу.
- Технической основой нашего решения стала нейросетевая модель для компьютерного зрения, которая позволяет анализировать получаемые с бортовой камеры оптические данные. Для ее обучения мы самостоятельно собрали обширный датасет с изображениями дыма и огня, снятыми с воздуха. Это позволило нам даже в условиях дефицита качественных данных достичь точности обнаружения дыма на уровне 95,1%, - сказал лидер команды, третьекурсник института № 3 "Системы управления, информатика и электроэнергетика" МАИ Никита Лалетин.
В разработке предусмотрен алгоритм защиты от ложных срабатываний на такие объекты, как дым из труб или пар от ТЭЦ.
- Модуль защиты от ложных срабатываний в перспективе будет иметь многоуровневую структуру. Сначала система будет исключать одноразовые помехи и блики за счет сравнения нескольких последовательных кадров, затем - проводить контекстный анализ: модель обучена игнорировать объекты в небе, например, облака. Наконец, она будет осуществлять перекрестную проверку с помощью второй нейросети, которая проанализирует текстуру объекта, что позволит с высокой точностью отличать дым от тумана или пара, - отметил Никита Лалетин.
После доработки функционала системы команда планирует вывести ее на рынок в качестве готового коммерческого решения.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться