ЦИАМ
20 августа 2025, 13:14
Циамовцы успешно завершили цикл экспериментальных исследований газогенератора перспективного энергоузла
По результатам проведенных испытаний газогенератор, в основе которого лежит ряд принципиально новых конструкторских и технологических решений, а узлы которого проектировались с использованием разработанных в ЦИАМ методик, подтвердил работоспособность на заданных режимах, а замеренные параметры узлов соответствовали заложенным при проектировании расчетным значениям.
Разрабатываемый перспективный энергоузел в классе мощности до 200 кВт предназначен для использования в качестве вспомогательной силовой установки для "более электрических" летательных аппаратов. Газогенератор, включающий одноступенчатый центробежный компрессор, кольцевую прямоточную камеру сгорания и одноступенчатую осевую турбину, является "сердцем" перспективного энергоузла и основой для разработки семейства малоразмерных газотурбинных двигателей различных типов.
- Преимущество данного энергоузла в том, что он полностью электрифицирован: в нем нет коробки приводов и механических трансмиссий, как, например, у АPS5000, а все агрегаты двигателя электроприводные. За счет этого данный энергоузел значительно выигрывает у существующих аналогов по габаритам, удельной массе и надежности. Например, по удельной массе он практически в два раза превосходит АPS5000, а его газотурбинный привод сравним с одним из лучших малоразмерных турбовальных вертолетных двигателей рассматриваемого класса - Rolls-Royce RR300, применяемом на вертолетах семейства "Робинсон". Такие преимущества, в том числе, достигаются применением высокооборотного электрогенератора. При этом необходимо отметить, что данная энергоустановка не вырабатывает сжатый воздух, потому что в концепции электрического самолета в этом нет необходимости, - рассказал о преимуществах перспективного энергоузла заместитель генерального директора по науке.
Весь комплекс расчетных, конструкторских, технологических и экспериментальных исследований в обеспечение разработки энергоузла выполнен силами ученых и инженеров ЦИАМ. Они разработали его конструктивный и технический облик, провели расчетные исследования узлов и систем, подготовили конструкторскую документацию, сопровождали процесс изготовления деталей, часть которых произвели в Институте, проводили узловые испытания. По результатам испытаний газогенератора энергоузла отработан ряд новых перспективных решений. Например, совмещенный топливный коллектор, упрощенная, беззавихрительная камера сгорания и технология ее изготовления являются успешно запатентованными разработками циамовцев. Кроме того, в конструкции реализована система смазки и охлаждения подшипниковых опор воздушно-масляной смесью, что позволяет отказаться от использования масляного насоса.
Работы по данному проекту начались в 2023 году. На следующем этапе разработок специалистам Института предстоит провести автономные испытания генератора, затем подключить к успешно испытанному газогенератору разработанный модуль свободной турбины и электрический генератор, а затем провести испытания всего энергоузла.
Помимо использования в качестве вспомогательной силовой установки для "более электрических" самолетов ПЭ может найти применение на легких пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах, в том числе в качестве источника электроэнергии в составе гибридных, комбинированных и распределенных силовых установок.
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114