ГосНИИАС
28 августа 2025, 13:30
Ученые ГосНИИАС провели эргономическую оценку компоновки кабины перспективного гражданского самолета
История развития компоновок кабины экипажа показывает, что повышение степени автоматизации управления ВС ведет к сокращению численности экипажа. Если в кабинах с набором механических приборов требовалось участие двух пилотов, бортинженера, штурмана и радиста, то для выполнения полетов на современных ВС достаточно двух членов экипажа.
Ученые ГосНИИАС* ведут работы по разработке технологий интеллектуализации ВС, формированию технического облика перспективной компоновки кабины и исследованию возможности осуществления полетов с использованием технических решений на базе сквозных технологий. Указанные работы, ориентированные на формирование опережающего научно-технического задела в области комплекса технологий разработки сверхзвукового гражданского самолета (далее - СГС), проводятся в рамках комплексных научно-технологических проектов, которые реализуются Национальным исследовательским центром "Институт имени Н.Е. Жуковского" и входящими в его состав организациями.
В августе 2025 года специалисты ГосНИИАС провели динамическую отработку эргономики кабины перспективного СГС, реализованной в лабораторном демонстраторе. Комплексные методики эргономической оценки разработаны для валидации новых технических решений.
В рамках программы проведения оценки специалисты научной лаборатории ГосНИИАС реализовали отработку всех процедур выполнения полета с участием профессиональных пилотов российских авиакомпаний и пилотов-экспертов, участвующих в сертификации ВС. Перечень процедур включал в себя только штатный набор в целях создания условий, наиболее приближенных к специфике работы авиакомпаний.
Лабораторный демонстратор создан с применением различных методов моделирования для наземной отработки новых технологий авиастроения. В моделирующем комплексе реализованы новые автоматизированные функции на базе интеллектуальной системы внешнего видения. В соответствии с методикой в состав экипажа лабораторного демонстратора в роли наблюдателей также вошли пилоты и разработчики компонентов информационно-управляющего поля кабины.
В рамках экспериментальных исследований перед пилотом были поставлены задачи отработки всех процедур полета в условиях "закрытой кабины" и оценки сложности их выполнения. Основной задачей наблюдателей стал мониторинг действий пилота с фиксацией возникающих затруднений.
В ходе виртуальных полетов были отработаны системы автоматического движения по аэродрому и внешнего видения, а также оценена эргономика пультов управления. Результаты исследований будут использованы для уточнения требований к компоновке кабины при модернизации лабораторного демонстратора.
Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114