О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Учиться, чтобы учить! В "ОДК - Сатурн" готовят наставников для студентов

Чтобы стать хорошим наставником, нужно досконально разбираться в деле. Но этого мало. К ученику потребуется найти подход, для чего придется применять приемы из педагогики, психологии и других сфер. Производственно-учебный центр ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) приступил к комплексной подготовке наставников. Зачем это нужно? Что осваивают специалисты? Подробнее о целях, критериях отбора и содержании обучения - в свежем выпуске "Заводных практик".

Новые корпоративные стандарты

Чем быстрее новичок освоит профессию и адаптируется на рабочем месте, тем скорее он сможет показывать более высокий уровень эффективности. Поскольку адаптация во многом зависит от специалиста, сопровождающего стажера, в Объединенной двигателестроительной корпорации разработали положение, которое устанавливает стандарты наставничества студентов. Новая программа обучения в "ОДК - Сатурн" основывается как раз на этом документе. Все действующие и будущие наставники и руководители работ обязаны пройти специализированное обучение, а затем аттестоваться.

Цель системы наставничества студентов - сократить срок профессиональной подготовки и адаптации, а также обеспечить эффективное включение в производственный процесс.

В ноябре первая группа слушателей освоила базовый курс.

- Я надеюсь, что эта программа обучения поможет вам не только при взаимодействии со студентами-стажерами, - обратилась к группе начальник производственно-учебного центра "ОДК - Сатурн" Наталья Белова во время установочного занятия. - Помимо студентов, вы работаете с молодыми коллегами, с которыми также важно выстраивать эффективную коммуникацию. Пусть все знания, полученные здесь, будут для вас полезны!

На предприятии к подготовке наставников подходят основательно. К кандидатам предъявляют ряд требований. Среди них - наличие высшего образования по профилю, опыта работы по специальности не менее пяти лет, квалификационной категории не ниже первой и, безусловно, искреннего желания передавать знания и делиться опытом.

- Когда мы начали собирать списки, оказалось, что желающих очень много - как из числа действующих наставников, так и среди тех, кто планирует ими стать, - рассказала "Черемухе" начальник отдела производственно-учебного центра "ОДК - Сатурн" Елена Румянцева. - Набралось около 90 человек. Поэтому мы разбили их на четыре группы. Первая прошла обучение в ноябре. Работники, включенные в следующие группы получат знания в феврале, марте и апреле.

Две важные роли

Обучение в первой группе проходили так называемые наставники трека и руководители работ. Их роли имеют отличия, дополняя друг друга и обеспечивая всестороннее развитие студентов.

Наставник закрепляется за группой будущих специалистов - от трех до шести человек - на весь срок их обучения в вузе. Задача такого специалиста - провести студента за руку по пути освоения профкомпетенций. На каждый семестр для ребят формируют индивидуальный план развития - ИПР, выполнение которого контролирует как раз наставник. Также он участвует в итоговой оценке компетенций.

Руководитель работ отвечает за развитие конкретных профессиональных навыков у студентов на определенных этапах обучения. Он курирует стажеров на рабочем месте, дает ежедневные задания и оказывает помощь в выполнении ИПР через передачу личного опыта, знаний и умений.

- Сегодня резко возрастает роль неявных знаний, передавать которые можно только при совместном выполнении работ. Заранее все вопросы, которые могут возникнуть, предусмотреть просто невозможно. А при совместном выполнении задач, "всплывают" какие-то нюансы. Здесь как раз велика роль наставника - рассказать, научить и передать важные моменты из своего опыта, - пояснил Анатолий Лысенко, эксперт службы генерального конструктора "ОДК - Сатурн".

Комплексный подход - это необходимо

Базовый курс состоит из восьми блоков, охватывающих как специфику наставничества на предприятии, так и общепедагогические дисциплины. Слушатели получают знания о программе сопровождения студентов, методиках оценки компетенций и развитии производственной системы предприятия.

- Обучение проходит с привлечением сторонней организации и во многом оно направлено на развитие педагогических навыков. Это крайне важно, ведь наши наставники, высококвалифицированные специалисты в своих областях, но зачастую им не хватает педагогического опыта и знаний в области психологии, - говорит Елена Румянцева.

В связи с этим значительное внимание в программе уделяется основам педагогики и андрагогики, а также формированию духовно-нравственных ценностей и корпоративной культуры. Эти дисциплины преподают специалисты из Ярославского государственного педагогического университета имени Константина Дмитриевича Ушинского.

- Взрослые часто опираются на свой прошлый опыт обучения или на воспоминания о том, как учили их самих, - говорит Татьяна Макеева, кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью ЯГПУ имени Ушинского. - Но такой подход не всегда эффективен, особенно при работе с молодежью. Современное "цифровое" поколение кардинально отличается от предыдущих: их мышление и восприятие информации совершенно иные. Поэтому нам важно научить наставников современным подходам к взаимодействию со стажерами.

В педагогическом университете отмечают: единого "рецепта" преподавания нет. При наличии общих характеристик поколения каждый человек имеет особенности, тонкие черты характера.

- Мы не стремимся давать готовые, "подписанные" инструменты с инструкцией, где и как их применять, - поясняет Виталий Гурьянчик, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью ЯГПУ. - Скорее, наши занятия - это экскурсия по магазину инструментов. Мы знакомим с их разнообразием, демонстрируем, как они выглядят и работают. А вот выбор конкретного инструмента для определенных условий - уже задача каждого для самостоятельного решения. Это педагогический процесс, работа с людьми, где нет однозначных сценариев. Мы даем основы. Наставникам следует применять их критически, адаптируя под конкретные ситуации.

Из первых уст

Обучение прошли как опытные наставники стажеров треков "Крылья Ростеха" и "Код Ростеха", так и те, кто только начинает свой путь в этой роли. Михаил Хомич, заместитель начальника механосборочного цеха по технологической части "ОДК - Сатурн", является наставником для студентов трека всего полгода и признается, что новые знания оказались очень кстати.

- Мне, как наставнику, безусловно, полезно пройти это обучение, чтобы лучше понимать нашу целевую аудиторию - студентов, которые к нам приходят. Это помогает узнать, как с ними работать, взаимодействовать, выстраивать коммуникацию. Без этого невозможно эффективно обучать, - считает Михаил Хомич.

Под руководством Михаила Хомича сейчас находятся два будущих технолога. В ближайшее время студентам предстоит разобраться в структуре предприятия, механизме его работы и взаимодействии служб. Сегодня они изучают инструменты и контрольные рабочие приспособления. Им предстоит самостоятельно разработать конструкцию оснастки и предложить варианты ее модернизации.

- Моя задача - помочь студентам адаптироваться, дать четкое понимание того, чем мы занимаемся сейчас, и чем им предстоит заниматься в будущем, когда они освоят все компетенции, - говорит Михаил Хомич. - Это огромное преимущество для программы "Крылья Ростеха". Сам я учился на технолога, и это было совсем по-другому. Думаю, если бы у меня были те же возможности, я бы быстрее влился в процесс, когда пришел работать на завод.

Екатерина Ломохова, эксперт конструкторского отдела камер сгорания, знакома с системой наставничества студентов намного дольше.

- Я наставник пилотной группы студентов трека "Крылья Ростеха" 2021 года набора в РГАТУ имени Павла Соловьева, - рассказывает Екатерина Ломохова. - Ребятами своими горжусь, мы стараемся работать на результат. Сейчас они готовятся к защите диплома - через год, в декабре, они станут первым выпуском трека "Крылья Ростеха" в РГАТУ. Мы уже подобрали им темы дипломных проектов..

Екатерина Ломохова отмечает, что первый год работы со студентами был непростым: требовалось время на адаптацию и понимание индивидуальных особенностей каждого. Но сейчас начинающим наставникам проще - необходимые инструменты можно получить в ходе обучения.

- Учитывая, что компетенции разделены по семестрам, я, как конструктор, целый год работала со студентами над освоением конструкторских навыков, - рассказывает Екатерина Ломохова. - Студенты разрабатывали модели, выпускали чертежи, знакомились с нормативной документацией нашего предприятия. Я помогала им освоить данную компетенцию, знакомила студентов с конструкцией камер сгорания, с производственными подразделениями и другими конструкторскими отделами.

Опираясь на богатый опыт, Екатерина Ломохова теперь сама выступает в роли спикера в рамках обучения наставников студентов. Она делится своими наработками по одному из самых важных направлений работы в этой роли - составлению индивидуальных планов работ и оценке сформированности компетенций студентов.

И что в итоге?

По завершении обучения каждый слушатель получает два документа: удостоверение о повышении квалификации от Ярославского государственного педагогического университета и свидетельство от "ОДК - Сатурн", подтверждающие освоение новых знаний и соответствие корпоративным стандартам. Согласно внутренним требованиям, повышение квалификации новоиспеченным наставникам предстоит проходить раз в четыре года для актуализации знаний и подтверждения готовности к ответственной роли.
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка