Московский авиационный центр
21 февраля 2025, 11:59
Уникальной службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиационного центра исполнилось 6 лет
С момента своего формирования специалисты авиацентра выполнили свыше 3500 выездов: из них на ДТП - почти 400, на пожары - более 300, на аварийно-спасательные работы - порядка 2 000, и более 115 раз привлекались для поиска людей на природных территориях. В результате их работы свыше 1 000 человек получили своевременную помощь.
Сегодня в службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения авиацентра работает 26 спасателей-универсалов. Формирование по праву считается уникальным, так как сотрудники авиацентра обучены беспарашютному десантированию с вертолета беспосадочным способом, что важно в труднодоступных местах и при наличии дефицита времени, когда действовать нужно максимально быстро.
Возглавляет службу спасатель международного класса Александр Панормов, который в этом году удостоился звания "Почетный спасатель города Москвы". От своего деда Александру передалась любовь к авиации, которую сначала он воплощал через хобби, управляя легкими самолетами, а с момента формирования в авиацентре аварийно-спасательного подразделения, стал летать и на работе - на вертолетах.
В спасательном деле Александр находится уже почти 40 лет. По зову сердца отправился на помощь людям после землетрясения в Спитаке, и с тех пор так и живет.
По словам Александра, помогая людям в Армении, он приобрел бесценный опыт, который в дальнейшем сделал его профессионалом с большой буквы. Сейчас Панормов работает в Московском авиацентре и делится секретами спасательного дела с молодыми специалистами.
"Вызовы бывают самые разные, - комментирует Александр. - Спасателей в шутку называют "специалистами по неприятностям". Воздушно-десантное подразделение Московского авиацентра предназначено для сокращения времени реагирования на происшествия в условиях плотной загруженности дорожной сети и больших расстояний. Люди должны получить помощь там, куда автотранспорт может и не пройти. Конечно, это не значит, что мы сидим и ждем сложный случай - работаем по всем поступающим задачам. Если не нужен вертолет, выезжаем, как и другие аварийно-спасательные подразделения на специальном автомобиле. Это и дорожно-транспортные происшествия- деблокировка пострадавших из машин и оказание первой помощи; поиск людей в лесу; социальные выезды, такие, как вскрытие двери, оказание первой помощи пожилым людям, детям. Спасаем и животных. Обеспечиваем безопасность забора воды экипажами вертолетов в случае применения авиации для ликвидации пожаров".
Кстати, во время выезда на происшествия или ликвидации ДТП спасатели авиацентра имеют связь с экипажем дежурного санитарного вертолета и по необходимости могут вызвать его на себя и обеспечить экипажу безопасную посадку непосредственно в зоне происшествия. Такое может быть, когда бригаде скорой помощи сложно доехать к месту аварии, либо машин недостаточно и много пострадавших в случае каких-либо крупных событий. Пилоты и спасатели готовы ко всему. На борту санитарного вертолета находится современное медицинское оборудование, позволяющее проводить любые реанимационные мероприятия прямо в воздухе без посадки воздушного судна.
За шесть лет сотрудники службы поискового и аварийно-спасательного подразделения прошли большой путь профессионального роста и получили допуски на выполнение самых разных задач.
Например, в 2020 году спасатели авиацентра прошли специальную подготовку и получили допуск на проведение аварийно-спасательных работ во время пожаров, в 2021 году - допуск по спасению людей с воды, что позволяет применять новейшие авиационно-спасательные технологии практически в любых ситуациях, включая наводнения и другие стихийные бедствия. В 2023-2024 году специалисты приступили к регулярным тренировкам по эвакуации людей с покрытий высотных зданий и других ограниченных площадок с использованием транспортно-спасательной кабины ТСК.
"Для повышения уровня профессионального мастерства специалисты регулярно отрабатывают десантирование в режиме висения воздушного судна на ограниченную площадку, подъем условного пострадавшего на борт с помощью лебедки, эвакуацию человека на специальных вертолетных носилках. Так, с 2019 года мы провели более 200 тренировок с летным отрядом и выполнили свыше 4000 спусков", - сказал Александр Панормов.
Благодаря поддержке Правительства Москвы, в распоряжении сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиационного центра находится передовое оснащение: гидрокостюмы, газодымозащитные средства, альпинистское снаряжение ведущих мировых брендов. Есть также тренажер-имитатор "Волга" для оттачивания навыков по спасению заблокированных в аварийном автомобиле людей и многое другое. В прошлом году в распоряжение службы поступил также новый аварийно-спасательный автомобиль и комплект специальных автономных гидравлических инструментов для работ с применением вертолета.
В данный момент ведется усиленная подготовка к пожароопасному периоду и нахождению сотрудников службы в полевых условиях при проведении аварийно-спасательных работ в случае каких-либо крупных происшествий. Для этого специалисты приступили к изучению технологии применения встречного отжига под руководством опытных работников Лесного хозяйства. Этот метод широко используется в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах с большой территорией лесных массивов, как наиболее эффективный в борьбе с природными пожарами. По окончании обучения сотрудники службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиационного центра получат соответствующий допуск.
"Планов очень много. И по развитию авиационно-спасательных технологий, и по дальнейшему развитию нашего подразделения. Для Москвы подобная служба необходима. Город растет и вверх, и вширь, увеличивается интенсивность транспортных потоков. Поэтому и безопасность в нем должна быть на самом передовом уровне!" - подытожил Александр Панормов.
Аварийно-спасательное подразделение дежурит круглосуточно в составе 4 человек и уже с начала этого года специалисты свыше 100 раз выезжали на обеспечение безопасности полетов и различные происшествия, в результате чего спасли и оказали помощь более 40 людям и нескольким животным.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2025
В Башкирии при жесткой посадке вертолета пострадал человек
Декабрь 4, 2025
Вице-премьер Правительства Российской Федерации ознакомился с достижениями авиационной науки
Декабрь 4, 2025
Аэропорт Хабаровска намерен развивать авиасообщение с аэропортами КНР
Декабрь 4, 2025
ГосНИИАС на V Конгрессе молодых ученых