МАИ
19 августа 2025, 14:59
В МАИ разрабатывают комплексную защиту для двигателей региональных самолетов
- Современные региональные самолеты, оснащенные турбовентиляторными двигателями, расположенными на пилонах под крылом, показали высокую эффективность в условиях развитой аэродромной инфраструктуры. Однако при эксплуатации на неподготовленных площадках возникает серьезная проблема: низкое расположение двигателей относительно земли делает их уязвимыми для попадания посторонних предметов. Это происходит из-за их захвата вихревыми течениями, образующимися перед воздухозаборниками двигателей, попадания предметов, отбрасываемых колесами передней опоры шасси, а также захвата объектов газовоздушными потоками при использовании реверсивных устройств во время пробега самолета, - отметил разработчик проекта, аспирант кафедры 101 "Проектирование и сертификация авиационной техники" МАИ Илья Ушаков.
Проект включает разработку новых защитных устройств и основан на современных методах математического моделирования, что позволяет максимально оптимизировать их параметры. При этом особое внимание уделяется минимизации влияния на существующие узлы, агрегаты и системы самолета, чтобы объем доработок был незначительным, а затраты на внедрение - минимальными.
Первые значимые результаты в рамках проекта были представлены на престижной международной конференции ICASSE-2025 в Сингапуре. Ученые МАИ продемонстрировали математическую модель устройства, предназначенного для защиты двигателей от попадания посторонних предметов вследствие их заброса вихревым течением. Это устройство, направляя газовоздушный поток в зону вихреобразования, эффективно предотвращает формирование опасных вихрей. В рамках проведенных экспериментов цифровой двойник изделия доказал свою эффективность во всем диапазоне ожидаемых условий эксплуатации.
- Инновационность нашей работы состоит в том, что, хотя схожие решения ранее применялись на некоторых военных воздушных судах, их адаптация для гражданских турбовентиляторных двигателей с высокой степенью двухконтурности и минимальной высотой расположения относительно земли требует принципиально нового подхода и глубокой переработки, - уточнил Илья Ушаков.
На данный момент работа над созданием математических моделей продолжается в рамках остальных явлений, приводящих к забросу в двигатель посторонних предметов. Исследования ведутся на кафедре 101 "Проектирование и сертификация авиационной техники" МАИ. Как отмечают разработчики, для обеспечения максимальной эффективности и практической применимости разработанных решений, к проекту активно привлекаются эксперты ведущих российских конструкторских бюро, осуществляющих конструкторское сопровождение эксплуатации региональных и магистральных самолетов.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114