МАИ
2 декабря 2024, 12:50
В МАИ завершился первый этап федерального образовательного проекта "Кадры для БАС"
В конце ноября в Московском авиационном институте завершились первые девять программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Свои дипломы защитили 250 человек из Москвы, Подмосковья, Ахтубинска, Тулы, Уфы, Улан-Удэ, Благовещенска и других городов России.
Более 25% прошедших обучение в МАИ - студенты и молодые специалисты в возрасте до 25 лет, 65% - опытные специалисты, работающие в сфере БАС, авиации, IT и других направлениях. Оставшиеся 10% - люди старше 50 лет. Все они получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, а также будут внесены в цифровой реестр кадров БАС.
Цель федерального проекта - с помощью ведущих вузов подготовить по гибким образовательным траекториям достаточное количество специалистов для нового, активно развивающегося в России рынка, в том числе и в регионах. К 2030 году в России должно появиться более 60 тысяч кадров для БАС.
Реализованные в МАИ программы включали вводный курс, теоретическую подготовку и практику. Вводный курс и теоретическая подготовка проходили в онлайн-формате, а практическая составляющая - очно или онлайн. Программы реализовывались совместно с региональными вузами-партнерами, преподаватели которых предварительно получили доступ к онлайн-платформе с уникальными наработками специалистов МАИ, включающими лекции, видеоматериалы и другой полезный образовательный контент. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня проведения очных практических занятий с учетом базы знаний МАИ и специфики регионов. 90% стоимости обучения при этом компенсируется государством.
Актуальные практические задачи
В разработке программ ДПО для федерального проекта активное участие принимали специалисты МАИ. Их создавали с учетом отраслевого заказа и кадровых потребностей компаний.
В образовательном процессе участвовали как специалисты из разных подразделений МАИ, так и приглашенные внешние эксперты из индустрии.
- Среди партнеров МАИ много компаний, являющихся разработчиками и эксплуатантами БАС. Мы очень хорошо знаем их "боль" - те задачи и проблемы, которые сегодня перед ними стоят. Поэтому для нас не составило труда сформировать на их основе актуальные и интересные задачи для наших слушателей в упрощенном и удобном для обучения формате, - говорит разработчик и преподаватель программы ДПО "Разработка программного обеспечения для полетного контроллера БАС", заместитель начальника управления "IT-Центр" МАИ Петр Ухов.
Эксперт отметил, что на его программе студенты смогли расширить свои взгляды на индустрию БАС, познакомиться с процессом разработки и научиться работать с типовыми инструментами разработчика софта для беспилотников.
Так, Павел Клепкин, работающий инженером-программистом в Хабаровском аэропорту и пришедший на программу "Разработка программного обеспечения для полетного контроллера БАС" с целью профессионального роста, говорит, что в процессе обучения был затронут очень обширный спектр тем и направлений беспилотной области. Это классификация беспилотных летательных аппаратов (БЛА), правовые нормы, среды симуляций и разработки, протоколы взаимодействия, языки программирования, машинное обучение и многое другое.
- По-настоящему комфортно, как в своей стихии, я почувствовал себя, когда мы дошли до изучения кодов. Скрипты, апплеты, применение разных языков программирования, библиотек и технологий - это то, что мне понравилось больше всего. И, конечно же, выпускную работу я решил делать именно в этой части, - делится Павел Клепкин.
Подготовка "с нуля"
Интересно отметить, что согласно анализу, проведенному Университетом 2035, опыт работы в сфере БАС имеют только порядка 17% желающих пройти обучение. Все дело в том, что стать слушателем может практически любой заинтересованный в данном направлении человек - лишь на некоторых программах для поступления необходимо иметь определенные базовые знания и опыт. Тем не менее чтобы попасть на программу, необходимо обладать высоким уровнем мотивации.
- Особенно меня впечатлили слушатели, которые пришли не из авиационной индустрии. Они смогли наработать компетенции, чтобы реализовывать себя как технологи производства беспилотного воздушного судна (БВС). И главное, что они видят себя в будущем в этой сфере, готовы идти дальше. Возможно, благодаря обучению они воплотили свою мечту - сменить профессию, - отмечает преподаватель программы ДПО "Технолог производства узлов и агрегатов БВС", начальник научно-исследовательского отдела кафедры 104 "Технологическое проектирование и управление качеством" МАИ Борис Сафоклов.
Анна Корешникова работает в компании "Кронштадт" инженером по нормированию труда, однако давно хочет сменить профессию и стать технологом на производстве. Обучение по программе "Технолог производства узлов и агрегатов БАС" в МАИ стало первой и важной ступенью к реализации задуманного.
- Все сошлось как нельзя лучше, - говорит Анна. - Хорошо изученные мной методы нормирования, актуальность данного направления, желание развиваться и применять свои знания непосредственно в производстве, федеральный проект и обучение в МАИ.
Изначально перед разработчиком и в дальнейшем преподавателем программы ДПО "3D-моделирование в производстве БАС", инженером-технологом Лаборатории аддитивных технологий МАИ Вениамином Брыкином стояла задача собрать имеющиеся в МАИ знания и опыт в области 3D-моделирования и адаптировать их к специфической и трудоемкой области проектирования изделий и элементов БАС. Результатом стал масштабный курс, который позволяет подготовить специалиста "с нуля" - от базового уровня до уверенного владения современными инструментами CAD-систем и практическими навыками. Кроме того, программа дает участникам понимание проектной логики, что важно для продолжения профессионального развития в области создания БАС.
Заместитель заведующего кафедрой "Стартовые и технические ракетные комплексы" в Амурском государственном университете Максим Аревков признается, что выбрал программу "3D-моделирование в производстве БАС" как раз для повышения своих знаний и навыков в области БАС.
- В Амурской области направление, связанное с БЛА, только начинает развиваться. Обучение дало мне возможность получить ценные знания от специалистов, работающих в этой сфере. Самой интересной частью для меня стала практическая работа, в частности, демонстрация создания 3D-моделей БЛА. Это дало мне понимание, как современные технологии могут ускорять проектирование, - добавляет Максим Аревков.
На программах "Разработка программного обеспечения для полетного контроллера БАС" и "3D-моделирование в производстве БАС" присутствовало много выпускников бакалавриата МАИ 2024 года. Для ребят это был полезный опыт более глубокого погружения в индустрию БАС, структурирования полученной за годы обучения информации и наработки качественного портфолио в виде актуальных проектных работ.
Польза для индустрии
Выпускные работы слушателей касались разных областей беспилотных авиационных систем и были посвящены актуальным практическим задачам.
Выпускница программы ДПО "Технолог производства узлов и агрегатов БВС", студентка третьего курса института № 7 "Робототехнические и интеллектуальные системы" МАИ Алиса Миколайчук рассказывает, что в рамках группового проекта она с остальными участниками разрабатывала технологические процессы для изготовления БВС. Каждый выбирал агрегат для проектирования (крыло, элероны, носовая часть фюзеляжа и так далее), что позволило в итоге создать законченное изделие. Непосредственно Алиса занималась разработкой центральной части фюзеляжа БЛА самолетного типа для мониторинга окружающей среды.
- У многих были потрясающие итоговые работы, пусть и иногда с ошибками, иногда спорные и вызывающие дискуссию, но просто восхитительные, - говорит преподаватель программы ДПО "Специалист по проектированию конструкций (узлов, механизмов, компоновки) БВС", специалист Дирекции "Аэромобильность", доцент кафедры № 1204 "Радиоэлектроника, телекоммуникации и нанотехнологии" МАИ Андрей Лямин. - По результатам выполнения работ некоторые слушатели, особенно с опытом работы более 10 лет, настолько разобрались в данной тематике, что их опыт можно использовать на предприятиях отрасли для первичного обучения молодых специалистов основам проектирования БВС.
В числе проектов были: разработка беспилотных летательных аппаратов для мониторинга морских обитателей, мониторинга пожаров на судах, перевозки грузов, поиска пропавших людей и первой помощи им в интересах МЧС, а также агродронов, беспилотников для предотвращения начинающихся пожаров в наших бескрайних лесах и другие.
- Такого рода образование - это возможность для нашей страны избавиться от зависимости от зарубежных поставок, взрастить своих специалистов различного возраста и опыта, способных не только производить практически всю линейку собственной компонентной базы для БВС, но и проектировать новейшие, перспективные и эффективные отечественные беспилотные летательные аппараты. То есть выйти на качественно новый уровень импортозамещения, - отмечает Андрей Лямин.
По итогам первого этапа обучения, реализуемого в рамках федерального проекта "Кадры для БАС", специалисты МАИ проведут глубокий анализ полученных результатов и усовершенствуют образовательные программы ДПО. Второй этап обучения стартует уже в начале 2025 года.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 17, 2025
Аэрофлот подвел итоги дальневосточной программы полетов за 2024 год
Январь 17, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году на 23% нарастила пассажиропоток через Калининград
Январь 16, 2025
Аэрофлот назвал самые быстрорастущие направления за 2024 год
Январь 17, 2025
Арбитраж обязал барнаульский аэропорт выплатить задолженность в размере почти 3 млн