Обозрение
10 февраля 2025, 09:45
В Самарском университете им. Королева создают оригинальные беспилотники в интересах индустриальных партнеров
К 2030 году Россия должна войти в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиационных систем (БАС)
Разработать, собрать, испытать, обучить
Самарский университет им. Королева был одним из пионеров в продвижении беспилотных авиационных систем. Он в числе первых вошел в федеральную ассоциацию "Аэронет" по разработке и эксплуатации БАС и участвовал в формировании дорожных карт по развитию этой отрасли в России сначала в период с 2016 до 2020 года, а затем с 2020 до 2030 года.
Сегодня к разработке дронов и бортового оборудования для них в университете привлечены сразу несколько крупных научно-образовательных подразделений. В их числе институты авиационной и ракетно-космической техники (ИАРКТ), двигателей и энергетических установок (ИДЭУ), информатики и кибернетики (ИИК), естественных и математических наук (ИЕМН), а также Передовая инженерная аэрокосмическая школа (ПИАШ).
"Объединение усилий нескольких мощных научных школ дает синергетический эффект. Конструкция самого дрона и его двигателей, электронный "мозг" и зашитый в них интеллект, система управления и связь, даже целевая аппаратура, которую беспилотник поднимает в воздух в интересах заказчика, - все это разработано в Самарском университете им. Королева", - подчеркивает заместитель ректора, директор ИАРКТ Иван Ткаченко.
В декабре 2016 года сформировался коллектив молодых ученых, аспирантов и студентов, который в 2019 году получил статус Центра беспилотных систем (ЦБС). Здесь адаптировали к "беспилотной" специфике профильные компетенции, которые уже имелись в университете, а затем добавили к ним новые - в частности, по сборке дронов и по подготовке внешних пилотов.
"С сентября 2019 года мы запустили курс дополнительного профессионального образования (ДПО) "Основы управления БПЛА типа квадрокоптер с максимальной взлетной массой 30 кг и менее". Что же касается сборки FPV-дронов, то за 2023-2024 годы их было собрано более тысячи образцов", - рассказал директор Центра беспилотных систем Давид Овакимян.
Мы сделали это
У Самарского университета им. Королева немало разработок в области беспилотных систем. Спроектированы, построены и испытаны несколько аппаратов самолетного и роторного типа. Одна из разработок Центра беспилотных систем 2024 года - гексакоптер многофункционального назначения с гибридной силовой установкой. Здесь поршневой двигатель сочетается с генератором и аккумуляторами. Это обеспечивает большую продолжительность полета, а компоновка с шестью электродвигателями дает хорошую управляемость.
Изготовлен опытный образец, заинтересовавший индустриального партнера - самарское предприятие "Пегас-Агро", выпускающее сельхозтехнику.
Проектирование любого летательного аппарата начинается с подбора двигателя. В "портфеле" Самарского университета им. Королева есть такие разработки, предназначенные для беспилотников. Например, малоразмерный газотурбинный двигатель МГТД-22 тягой 22 кгс и одноцилиндровый поршневой авиадвигатель АПД-5 мощностью 5 л.с.
Как рассказал директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королева Иван Зубрилин, сейчас на оба двигателя выпущены комплекты конструкторской документации, а опытные образцы МГТД-22 и АПД-5 уже прошли несколько этапов стендовых испытаний. Программа таких испытаний обширная, для них, в частности, двигатель МГТД-22 изготовлен в 10 экземплярах.
Кадры решают
Быстро растущая новая отрасль требует специалистов, глубоко разбирающихся в специфике беспилотных авиационных систем. Учитывая это, в Институте авиационной и ракетно-космической техники запустили новую образовательную программу бакалавриата - "Беспилотные летательные аппараты". В 2024 году по ней начали обучение 19 студентов. А в программы пяти инженерных направлений, традиционных для Самарского университета им. Королева, были введены специальные дисциплины, связанные с беспилотной техникой. Помимо программ высшего образования сейчас в университете действуют 6 программ ДПО, которые охватывают широкий спектр направлений - от разработки, конструирования и программирования беспилотных систем до их эксплуатации с применением технологий искусственного интеллекта.
В 2024 году Росавиация сертифицировала Самарский университет им. Королева в качестве авиационного учебного центра (АУЦ) по подготовке персонала для гражданской авиации России. Богатый опыт в подготовке специалистов позволил университету на конкурсной основе стать одним из провайдеров федерального проекта "Кадры для БАС". В рамках этого проекта только по наиболее популярной программе ДПО "Оператор беспилотных авиационных систем" уже подготовлено 378 человек, а по программе "Проектирование и конструирование беспилотного воздушного судна" - 129 человек. Как сообщил Иван Ткаченко, набор на эти популярные программы будет расширяться.
Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королева:
Наш университет располагает уникальными компетенциями по созданию и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Эти компетенции охватывают весь жизненный цикл дрона: от конструирования самого аппарата и его силовой установки, от разработки электронных компонентов системы управления и программного обеспечения до изготовления беспилотника "в металле", испытания и передачи в серийное производство.
Сейчас на основе искусственного интеллекта мы создаем экосистему для безопасной эксплуатации дронов и оригинальную систему лазерной связи для них. Разработанные в университете компактные гиперспектрометры и газовые хроматографы позволяют беспилотным воздушным судам решать широкий круг практических задач.
Университет стал провайдером федерального проекта "Кадры для БАС". Нами разработан и запатентован оригинальный тренажер для обучения пилотов БПЛА, лицензия на его производство передана партнерам. Сегодня мы растим не только инженеров, способных разрабатывать и выпускать беспилотники, но и готовим специалистов, умеющих грамотно обслуживать и эксплуатировать такие воздушные суда.
Авторские права на данный материал принадлежат «Обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Стамбулом
Март 18, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Минском
Март 18, 2025
Мантуров ждет подготовки технического облика самолета "Освей" в апреле
Март 18, 2025
В Таганроге на новые самолеты-амфибии будут устанавливать отечественные двигатели ПД-8