О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В ЦАГИ отметили вековой юбилей аэродинамической трубы Т-1-Т-2

Уникальная экспериментальная база Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - плод научного труда нескольких поколений лучших ученых аэрокосмической отрасли, национальное достояние нашей страны. В конце 2025 года столетие отмечает старейшая аэродинамическая труба ЦАГИ - Т-1-Т-2. Ее первый пуск состоялся в ночь с 31 декабря на 1 января 1926 года. Торжественное мероприятие, посвященное вековому юбилею установки, прошло в начале декабря в Научно-мемориальном музее профессора Н.Е. Жуковского.

"Эта аэродинамическая труба во многих смыслах - самая-самая: самая старая в институте, самая большая в мире на момент первого пуска и, пожалуй, самая изысканная в архитектурном отношении. Эта труба - рекордсмен по количеству и разнообразию испытанных здесь объектов. Во все времена она использовалась для апробирования, выражаясь современным языком, инновационных решений... Выдающиеся инженеры Черемухин, Мусинянц, Юрьев оставили великое наследие. И наша задача - сохранить его, и не только как историко-культурный объект, но и как действующую экспериментальную установку", - прокомментировал генеральный директор ФАУ "ЦАГИ", член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

Специалисты института и смежных предприятий выступили с докладами о работе Т-1-Т-2, в которых осветили малоизвестные подробности проектирования и строительства, а также знаковые виды проводимых исследований: ветроэнергетических установок, архитектурных объектов, дирижаблей и подводных лодок, экранопланов и др.

На момент создания Т-1-Т-2 была самой большой в мире. Ее постройка была осуществлена по идее Б.Н. Юрьева и Г.М. Мусинянца под руководством A.M. Черемухина. Т-1 оборудовали четырехкомпонентными весами. Для Т-2 создали винтовой прибор, приборы для изучения штопора самолета и установку для определения вращательных производных. Первыми были исследованы профили крыльев, которые ранее проходили испытания в лаборатории Жуковского и за границей, а также модель самолета Фоккер. Эти опыты показали, что характеристики Т-1-Т-2 соответствуют данным, получаемым в зарубежных трубах. С 1927 года труба Т-1-Т-2 стала обслуживать авиапромышленность, для чего в ЦАГИ была образована специальная секция аэродинамики самолета.

В довоенные годы под руководством выдающихся ученых ЦАГИ С.А. Чаплыгина, М.А. Лаврентьева, А.К. Мартынова, М.В. Келдыша, Л.И. Седова, А.Н. Туполева здесь испытывались модели самолетов: К-5, К-7, ДБ-3, И-1, И-5, И-16. В 1950-х годах В.В. Белостоцкий и А.Б. Лотов в аэродинамической трубе Т-1-Т-2 работали над проектами будущих экранопланов.

В настоящее время эта старейшая аэродинамическая труба ЦАГИ используется для исследований объектов промышленной аэродинамики, таких, например, как модели монументов Зураба Церетели, скульптуры "Рабочий и колхозница", модели множества высотных зданий, нового колеса обозрения в Москве, Мемориала неизвестному солдату во Ржеве и многие другие.


Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка