О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вексельберга оттеснили: аэропорт Пензы приватизируют, в интересантах - местный застройщик

Инфраструктуру аэропорта в Пензе включили в план приватизации.

Депутаты заксобрания Пензенской области проголосовали "за" включение в план приватизации на 2026-2028 годы имущества местного аэропорта. Речь идет о 2,6 тыс. позициях - это непрофильные активы, не задействованные непосредственно в организации полетов. Вся критически важная для авиабезопасности инфраструктура в план не попала.

Из пояснительной записки следует, что цель приватизации активов - подготовка к преображению авиагавани. В частности, говорится об устранении инфраструктурных ограничений, техническом перевооружении, повышении пропускной способности, обновлении здания аэровокзала, сокращении расходов облбюджета на содержание.

Приватизация будет проведена в виде взноса имущества в уставной капитал будущего АО, сейчас оно уже передано из федеральной собственности в безвозмездное пользование региона. В Пензе считают, что такой формат приватизации позволит привлечь инвесторов и не останавливать работу аэропорта в ходе его перевооружения.

В июне этого года губернатор Пензенской области Олег Мельниченко на ПМЭФ презентовал проект нового аэропорта в Пензе первому зампреду Совфеда Андрею Яцкину, который проект поддержал. Чуть ранее он рассказывал "об историческом для региона событии": в присутствии главы Росавиации Дмитрия Ядрова с акционером аэропорта Дмитрием Денисовым было подписано соглашение о строительстве нового аэровокзала.

Площадь терминала составит более 10 тыс. кв. м., рассчитан он на пропуск не менее 400 пассажиров в час на внутренних воздушных линиях и не менее 200 - на международных. В год пассажиропоток составит до 700 тысяч человек. На эту мощность аэропорт может выйти к 2030 году, компания "Аэрофлот" уже готова рассмотреть заявки на новые рейсы. С учетом всей необходимой инфраструктуры объем инвестиций может составить до 5 миллиардов.

До этого Мельниченко комментировал тему аэропорта лишь в 2023 году, отмечая, что пассажиропоток в воздушной гавани приблизился к 400 тысячам человек в год.

- Есть возможности открыть новые направления в будущем, наша взлетно-посадочная полоса позволяет принимать практически все типы самолетов, поэтому давно стоит вопрос о модернизации аэровокзала в целом. У нас уже есть два варианта, которые мы прорабатываем в рамках государственно-частного партнерства, - отмечал два года назад глава региона.

БВ писал, что здание аэровокзала планировали приватизировать в 2024 году, его стоимость оценивалась в 1 млрд рублей - речь также шла о внесении доли в уставной капитал АО. Причем на тот момент на реконструкцию аэровокзала претендовал только один инвестор.

Еще в 2016 году архитектурную концепцию на строительство аэровокзала разработал питерский проектно-изыскательский институт "Новая Авиация" в рамках государственной программы "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014−2020 годы" и подпрограммы "Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области".

В новом терминале, запланированном в нескольких метрах от старого, предусматривались зоны вылета и прилета, зоны ожидания, помещения обработки багажа с камерой хранения, помещения дополнительного обслуживания - буфеты, магазин беспошлинной торговли, комнаты матери и ребенка, медпункт, аптеку, банкомат, туалеты, а также зал для VIP-персон. Пропускная способность нового здания аэровокзала рассчитана на 200 пассажиров в час.

В 2017 году "Новая Авиация" выиграли и тендер на разработку проектно-сметной документации, власти оптимистично рассчитывали построить сооружение к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако затем эта тема снова заглохла, получив некоторое оживление в 2019 году. В январе вопрос обсуждался в Совете Федераций и Минтрансу России было поручено проработать возможность реализации проекта, в том числе на условиях ГЧП. Занимавший тогда пост сенатора Олег Мельниченко выразил уверенность, что новый аэропорт сможет принимать и международные рейсы.

Позднее на ПМЭФ занимавший кресло губернатора Иван Белозерцев подписал соглашение с крупнейшей сетью региональных аэропортов "Новапорт Холдинг", предусматривающее строительство в Пензе аэровокзала.

Инвестор как раз планировал выкупить контрольный пакет акций ГБУ "Аэропорт Пензы" с последующей ликвидацией этого учреждения и созданием акционерного общества. Свою долю в нем "Новапорт" планировал внести имуществом аэропорта Пензы - к тому времени оно было специально для реализации соглашения включено в план приватизации на 2019-2020 годы (теперь - в план на 2024-2026 годы).

В 2021 году предполагалось, что развитием старого аэропорта может заняться совместное предприятие "Аэропорты большой страны" (АБС). Эта компания на паритетных началах принадлежит холдингу "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга и "Новапорт" Романа Троценко. Тогда говорилось, что компания намерена уделить внимание "целому пласту аэропортов, которые находятся в весьма плачевном состоянии", за пять лет нарастив их пассажиропоток. В их числе был назван и пензенский аэропорт.

В феврале 2023 года пензенское минцифры констатировало, что проект включен в перечень приоритетных проектов, отобранных зампредом правительства РФ, куратором ПФО Дмитрием Чернышенко и одобренных председателем правительства Михаилом Мишустиным. При этом отмечалось, что уже разработана ПСД и прорабатывается вопрос об источниках финансирования. Ранее г-н Белозерцев оценивал стоимость в 1,2 млрд рублей в ценах 2021 года.

Сейчас о структурах Вексельберга и Троценко речь, видимо, не идет. Акционер, с которым на ПМЭФ было подписано соглашение о строительстве терминала, - это представитель пензенской строительной компании "Дэвэл" (до 2020 года - ООО "Гарант-Строй-Заказ"). Компания действует с 2015 года, занятая строительством. В учредителях кроме г-на Денисова - Сергей Алексеенко (50%).

В качестве ИП г-н Денисов с 2023 года занимается лизингом грузовых авто, он также руководит ООО "СЗ Урбан Билд" и числится в учредителях ООО "СЗ "Кордон" (строительство), ООО "Гритт фарм" (производство биодобавок к пище), ООО "НИИ Биогенных технологии" (научные исследования и разработки в области биотехнологии). На "Грит" записаны товарные знаки имунойод, Instavita, Все эти компании были созданы в 2020-2023 годы, при этом более-менее приличную выручку показывает только "Дэвэл" - в 2024 году она составила 91,7 млн рублей.

При этом на сайте застройщика отмечается, что в его портфеле 7 проектов - три сданных ЖК и четыре строящихся. Впрочем, ни выручки, ни 7 ЖК явно недостаточно для строительства аэровокзала, который, напомним, оценивается в 5 млрд рублей.

Карьера г-на Денисова тоже довольно интересная. Он уроженец Башмаковского района Пензенской области, в 2004 году окончил Пензенский госуниверситет по специальности инженер. В 2009 году его полный тезка выиграл выборы, став депутатом Комитета МСУ Подгорнского сельсовета Башмаковского района. Тогда он значился гендиректором ООО "Пензенская инвестиционная корпорация" (ПИК). Также г-н Денисов успел побыть председателем сельхозкооператива "Надежда", с 2009 года занятого выращиванием зерновых. В учредителях здесь значится Любовь Яковлева, сам кооператив с сентября 2025 года проходит процедуру ликвидации.

В 2024 году г-н Денисов начал позиционироваться и как выпускник программ "Сколково Практикум" и Master of Public Strategy. Минимум с 2021 года г-н Денисов состоит в Совете по инновациям и инвестициям при губернаторе Пензенской области, возглавляя рабочую группу по строительству.

Справка "БВ". Аэропорт Пензы берет свое начало в 1930г., когда Всероссийское общество "Добролет" на Пензе-III открыло Пензенский аэропорт московских воздушных линий. С 5 мая 1934г. через Пензу начались регулярные почтовые рейсы по линии Москва - Саратов и Москва - Куйбышев. В августе 1934г. в Терновке был открыт новый аэропорт. В марте 1963 года заработал новый аэровокзал, а в 1971 году сдали в эксплуатацию искусственную полосу, садиться на которой могли ТУ-124, АН-10, ИЛ-118, АН-12, ЯК-40, Ан-24, а экипажи летали в Москву, Ленинград, Сочи, Свердловск, Керчь, Иваново, Харьков, Днепропетровск, Симферополь, Минводы, Ригу, Львов, Минск. Для пассажиров была построена гостиница, для командного состава административное здание. В 1992-1998 гг. из Пензы выполнялись чартерные международные рейсы. В 2002 аэропортовый комплекс был отремонтирован, с 2003 года стали выполняться регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Саратов, на южные направления. Сегодня аэропорт Пензы включен в перечень аэропортов России, объекты которого подлежат вводу в эксплуатацию в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России". Пассажирский терминал пензенского аэропорта был построен в 1963 году, частично реконструирован в 1970-80-х, затем полностью в 2003 году. Для обслуживания пассажиров и обработки багажа отведен первый этаж аэровокзала общей площадью 877,3 кв. м с пропускной способностью 100 человек в час.
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-вектор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка