О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Великая беспилотная революция. Дроны помогают строителям и лесникам

Беспилотные авиационные системы (БАС) находят применение в самых разнообразных сферах. Профессия оператора дронов становится все более востребованной. Так что, если есть вопросы с выбором жизненного пути - вот перспективная карьерная ниша.

Лучший друг ЖКХ

С 2024 года отрасль беспилотной авиации в России развивается по национальному проекту "Беспилотные авиационные системы". В него входит весь цикл создания и использования новых перспективных дронов - проектирование, выпуск и эксплуатация, а также подготовка квалифицированных кадров. Планируется, что на долю российских беспилотников к 2030 году будет приходиться 70% рынка.

Беспилотные авиационные системы находят применение даже в такой традиционно консервативной сфере, как ЖКХ. Вот что они могут:
  • проводить осмотр фасадов зданий для выявления дефектов и повреждений, которые плохо заметны с земли;
  • контролировать качество уборки снега с крыш домов;
  • проводить инспекцию состояния теплотрасс, газопроводов и других инженерных коммуникаций;
  • оценивать состояние зеленых насаждений в парках и на придомовых территориях;
  • следить за работой уличного освещения и других элементов городской среды.
Разумеется, использование БАС, особенно в городских условиях, - дело серьезное. Это не просто двухходовка типа "купил - запустил". Нужно соблюдать законодательство, получая все необходимые разрешения и согласования. Да и управлять дронами должны профессионалы. Свидетельство оператора дрона, без которого можно даже не думать прикасаться к джойстикам, - это официальный документ, выдаваемый только Росавиацией.

Чтобы заниматься бизнесом в нише производства беспилотных авиасистем и комплектующих для них, также необходимо получить лицензию и разрешение на деятельность. В этой сфере постепенно происходит либерализация - уже не первый год действует проект по упрощению выдачи лицензий и разрешений, и ежегодно в стране оформляется порядка миллиона таких документов. Количество документов, которые нужны для получения лицензий, уменьшилось в 2 раза, для разрешений - в 1,5 раза. А все данные о порядке оформления можно получить на "Госуслугах".

Беспилотная авиационная система способна автоматически мониторить ситуацию на воде в ответственных зонах МГПСС и удаленно транслировать обстановку на поисково-спасательные станции, а также доставлять на место бедствия необходимые средства спасения: спасательный жилет, медицинский чемоданчик. Фото: РИА Новости/ Евгений Одиноков

"Стрекоза" взывает "Паука"

Компания "Лаборатория будущего" - российский разработчик беспилотных летательных аппаратов из Екатеринбурга. Флагманский продукт компании - роботизированный комплекс "Канатоход", который представлен двумя основными версиями: "Стрекоза" и "Паук".

"Стрекоза" способна взлетать, садиться, передвигаться по проводам линий электропередачи и выполнять работы по диагностике и обслуживанию ЛЭП под напряжением до 500 кВ без отключения потребителей и риска для персонала. Если есть поломки, тогда устранять их отправляют платформу-ремонтника "Паук".

"Паук" умеет сбивать снег, лед, наносить антигололедные составы зимой, а летом - жидкость от коррозии проводов. Одно устройство может заменить работу трех-пяти бригад, в каждой из которых числится по три человека.

Дроны уже поработали в 7 регионах России, в том числе в Пермском крае, Салехарде, Иркутской области. В будущем география будет только расширяться. Например, новинкой из России заинтересовались в странах с жарким климатом: в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, во Вьетнаме и Индии.

"Современные беспилотники имеют несколько возможностей взаимодействия со службами ЖКХ, - разъясняет Илья Шевелев, заместитель директора компании. - Они позволяют давать оценку потерям тепла на теплотрассах и делать выводы о необходимости ремонта или реконструкции. Так, современные беспилотники активно влияют на сферу ЖКХ и выполняют уже не только функции мониторинга, но и частично ремонта".

Беспилотный лесник

Компания "Оператор инфраструктуры беспилотных авиасистем" из Ханты-Мансийского автономного округа развивает и внедряет беспилотные технологии для мониторинга природных объектов. Одним из ключевых направлений этого года стал проект "Авиалесоохрана-2025". За сезон беспилотные системы обследовали более 2,5 миллиона гектаров лесных территорий и провели в воздухе 103 часа. Даже суровые условия Югры не стали препятствием: дроны фиксировали малейшие изменения на местности и оперативно передавали данные об обнаруженных точках с аномально высокой температурой в географическую информационную систему "Лесохранитель".

Это позволяет не только защищать экосистему от пожаров, но и предупреждать угрозы для инфраструктуры и объектов ЖКХ, расположенных рядом с лесными массивами.

"Беспилотные комплексы в лесоохране сегодня - это не просто инструмент наблюдения, а полноценный элемент системы безопасности региона, - отметил первый заместитель генерального директора компании Александр Терентьев. - Они позволяют вовремя выявлять угрозы, оперативно принимать решения и сохранять природные ресурсы. На практике это стало возможным благодаря инфраструктуре беспилотных систем, которую мы последовательно развиваем в Югре. Мы видим, как технологии становятся реальной опорой для людей, помогая защищать природу и инфраструктуру, от которой зависит их повседневная жизнь".

Точность - вежливость дронов

Компания ZALA (Ижевск) создала комплекс для воздушно-лазерного сканирования объектов и земной поверхности. Он позволяет проводить высокоточную съемку, например, объектов топливно-энергетического комплекса и зданий.

Основу технологии составляют фотокамеры с разрешением до 100 Мп и лазерный сканер, выполняющий до 1,5 миллиона измерений в секунду. Это дает возможность определять координаты объектов с точностью до нескольких сантиметров.

Применение воздушно-лазерного сканирования в строительстве позволяет непрерывно мониторить ход строительства зданий на всех его этапах. Получаемые данные автоматически сопоставляются с проектом, то есть малейшие отклонения от него выявляются на начальной стадии. А значит, можно своевременно устранять ошибки подрядчиков и минимизировать издержки.

Аэрофотосъемка с помощью беспилотного комплекса ZALA T-16 применяется также в геодезии и картографии. Его оснащение включает высокоточные компоненты: 61-мегапиксельную фотокамеру, обеспечивающую детализацию 5 см/пиксель, и оборудование для точного позиционирования. С их помощью комплекс получает данные для составления ортофотопланов. Это высокоточное цифровое изображение местности создается по перекрывающимся фотоснимкам. Ортофотопланы служат достоверной основой для картографирования, межевания земель и маркшейдерских работ.

Подводя итог, скажем, что скоро, очевидно, в мире не останется ниш, которые не были бы заняты беспилотными авиационными системами. ЖКХ, лесоохрана, строительство и эксплуатация ЛЭП - это то, что мы имеем сегодня. На очереди - транспортировка грузов в отдаленные населенные пункты, за которой маячит и доставка заказов из интернет-магазинов. А там и до беспилотного аэротакси недалеко.
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка