Эксперт
30 января 2025, 15:27
Вертолеты садятся на больничный
НССА может снова стать единственным исполнителем госконтрактов на санитарные перевозки
Одна на всех
"Национальная служба санитарной авиации" (НССА), предприятие в периметре госкорпорации "Ростех", может стать единственным исполнителем госконтрактов на выполнение авиаработ с целью оказания медицинской помощи (услуги санитарной авиации). Речь идет о вертолетных перевозках. Об этом говорится в письме главы Минздрава Михаила Мурашко президенту России Владимиру Путину от 20 декабря (копия имеется в распоряжении "Эксперта").
"Принимая во внимание, что в настоящее время НССА активно участвует в реализации мероприятий по развитию санитарной авиации в России, выполняя большинство авиационных работ, Минздрав полагает возможным поддержать определение НССА как единственного исполнителя авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации", - говорится в обращении. В 2024 году НССА заключила 41 госконтракт на выполнение подобных авиаработ в 34 субъектах, уточнил в письме министр. Сам "Ростех" в публикациях на своем сайте сообщает о работе НССА в 54 регионах страны из 89.
В качестве обоснования в письме указано, что в 2025-2030 гг. планируется нарастить количество санитарных вылетов (осуществить не менее 115,5 тыс. эвакуаций) и НССА активно участвует в этой деятельности. С 2017 по 2024 гг. было совершено 82 тыс. вылетов санавиации, говорится в письме.
По данным Ассоциации вертолетной индустрии в 2024 г. было заключено госконтрактов по санавиации на 20 млрд руб., из них с НССА - на 8,7 млрд руб. Из 98 вертолетов, участвовавших в эвакуациях в прошлом году, 37 принадлежали НССА, указывает АВИ. Отметим, что в парке НССА сейчас 67 машин для медицинских перевозок.
В пресс-службе Минздрава и в Минтрансе не ответили на запрос "Эксперта". Источник в госструктурах подтвердил, что в правительстве действительно обсуждается такая тема: "Статус единого поставщика не означает, что регионы не могут выбрать других исполнителей. Это означает, что у региона есть выбор: заключить договор с НССА без конкурса, либо провести электронный конкурс и выбрать исполнителя на альтернативной основе".
В "Ростехе" "Эксперту" напомнили что НССА уже являлась единым поставщиком в 2018-2022 гг., что дало позитивный эффект: "В ряде регионов, где были проблемы с оперативностью услуг, время вылета медицинского вертолета НССА с момента направления заявки уменьшено до 15 минут". До прихода на рынок НССА в 2017 г. качество услуг санавиации оставляло желать лучшего: были проблемы с состоянием бортов, их оснащенностью, скоростью вылетов, рассказали в пресс-службе "Ростеха".
Конкурентный рынок
В письме замглавы ФАС Григория Радионова от 13 января в аппарат правительства с отзывом на инициативу консолидации госзаказов в НССА (копия имеется в распоряжении "Эксперта") говорится: "С учетом особых целей и задач осуществления закупки, а также опыта НССА по выполнению аналогичных работ, ФАС считает возможным определить НССА единственным исполнителем авиаработ в целях оказания медицинской помощи", но также указывается, что отбор подрядчиков конкурентным способом будет способствовать прозрачности, развитию конкуренции, повышению качества работ и эффективному расходованию бюджетных средств. В пресс-службе ФАС дополнительных комментариев не предоставили.
В Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) опасаются, что частные и региональные компании из-за инициативы "Ростеха" потеряют рынок. "Это приведет к вымыванию небольших авиакомпаний в регионах и неблагоприятным социальным последствиям. Три-четыре авиакомпании даже закроются", - отметил в комментарии "Эксперту" совладелец вертолетной компании "Русские вертолетные системы" (РВС) и замглавы правления АВИ Михаил Казачков. В РВС считают, что инициатива "Ростеха" является попыткой решить финансовые проблемы НССА.
Экономика НССА
В связи с заключением планово-убыточных контрактов у оператора сформировался убыток в размере около 1,5 млрд руб., говорится в письме главы Минздрава президенту. В 2024 г. "Ростех" из своего антикризисного фонда предоставил компании заем в 500 млн руб., а также осуществил имущественный вклад в 1,5 млрд руб. "Однако дальнейшее отсутствие у НССА статуса единственного исполнителя и низкая годовая загрузка медицинских вертолетов в части регионов создают объективные предпосылки для убыточной деятельности НССА в будущем, что предполагает либо непрофильные инвестиции со стороны госкорпорации на постоянной основе, либо раскрытие госгарантии", - пишет министр. Речь идет о гарантии, предоставленной кабмином "Промсвязьбанку" в 2020 г. на 22 млрд руб в качестве 100% обеспечения по 15-летнему кредиту на закупку 66 медицинских вертолетов в парк НССА.
Уникальность и эффективность НССА при выполнении авиаработ Михаил Казачков также ставит под сомнение: "До появления НССА санитарная авиация уже существовала на протяжении 60 лет". Сам РВС закупил в лизинг у ГТЛК медицинские "Ансаты", компания уже инвестировала в парк 2,5 млрд руб. В прошлом году РВС пыталась обанкротить НССА из-за задолженности в 241 млн руб. за выполненные авиаперевозки, при этом годом ранее ГТЛК планировала разорвать с РВС контракт на поставку вертолетов из-за долга последней в 1 млрд руб.
"Костромское авиапредприятие" идею о консолидации санитарной авиации не поддерживает ввиду отсутствия ее целесообразности и экономической обоснованности", - сообщили "Эксперту" в этой компании. В парке перевозчика, по данным его сайта, есть вертолеты "Ансат" и Ми-2. "Наделение любого перевозчика исключительным правом выполнения авиационных работ на территории всей России создает существенные риски нарушения нормальной работы других эксплуатантов, годами успешно осуществляющих деятельность в своих регионах", - отметили в компании. Наиболее справедливо было бы наделить власти субъектов правом определять, когда госзакупка может осуществляться у единственного поставщика, считают в "Костромском АП": "Регионы могут самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей принимать взвешенное решение о способе определения поставщика услуг в сфере санитарной авиации".
"У НССА есть необходимые вертолеты с медицинскими модулями. С другой стороны, когда мы говорим о бюджетах регионов, они предпочитают разумный баланс между стоимостью самой эвакуации и тем бюджетом на лечение пациента, которым они могут оперировать, - заявил "Эксперту" директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Если много потратить на транспортировку (а более современная техника и стоит дороже), то на лечение останется меньше. Кроме того, в ряде регионов есть свои "домашние" авиакомпании, которые платят налоги в местный бюджет. Для них, конечно, не выгодно наличие игрока федерального масштаба, зарегистрированного в регионе".
Право проводить конкурсы и самостоятельно выбирать поставщиков услуг у регионов никто не отнимал. Статистика показывает, что в 2018-2021 гг., имея статус единого поставщика, НССА обслуживала порядка 40 регионов. То есть значительный объем работ оставался у местных авиакомпаний, пояснили "Эксперту" в пресс-службе "Ростеха".
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 2, 2025
Живой страж взлетной полосы: ястреб-тетеревятник охраняет самолеты в подмосковном аэропорту