РИА "Новости"
28 ноября 2024, 15:27
Владимир Богатырев: "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Ректор Самарского университета Богатырев заявил о спросе на кадры для БАС
- Владимир Дмитриевич, с какого года программы обучения по направлению БАС появились в вашей образовательной сетке?
- Программы дополнительного образования по БАС появились у нас еще в 2019 году. В 2024 году мы запустили программу высшего образования, рассчитанную на четыре года. Она называется "Беспилотные летательные аппараты".
Раньше мы не видели особой необходимости в отдельной программе, потому что беспилотные летательные аппараты несильно отличаются от самолетов с точки зрения авиастроения. Наш университет все 80 лет своего существования обучает студентов моторостроению, вертолетостроению, технической эксплуатации, навигации, авионике. Этих компетенций хватает для работы с беспилотниками, которые должны, например, доставлять грузы, проводить мониторинг трубопроводов и летать на тысячи километров, поскольку требования к такого рода аппаратам примерно такие же, как к большим самолетам.
Однако сейчас мы видим высокий спрос на работу с беспилотниками весом до 30 килограммов, которые летают на небольшие дистанции и выполняют ограниченный круг задач. Малогабаритные БАС стали сложнее: для них появилось много вариантов полезной нагрузки, в том числе камеры, тепловизоры, современное программное обеспечение, позволяющее анализировать полученные данные с помощью искусственного интеллекта. Поэтому мы решили, что все-таки необходима интегральная программа, которая будет одновременно давать знания по таким темам, как двигателестроение, авионика, техническое обслуживание БАС.
- Насколько востребовано новое направление у абитуриентов? Какой был конкурс на программу БАС?
- Первый набор на программу высшего образования "Беспилотные летательные аппараты" был успешным, мы заметили высокий интерес к ней. Абитуриенты подали более 500 заявлений, тогда как бюджетных мест было 58, то есть конкурс составил примерно 10 человек на одно место - это большой конкурс.
- Как быстро вуз реагирует на новые вызовы? Сколько времени требуется для того, чтобы внедрить новые образовательные программы?
- Новые программы высшего образования открываются ежегодно, и я считаю, что год - это оптимальный период для проведения всех подготовительных мероприятий. Ровно столько времени уходит на весь цикл - от разработки до набора студентов.
Если говорить про дополнительное образование по узким темам, то программу ДПО можно собрать за несколько недель. Благо для этого у нас есть необходимые компетенции, инфраструктура и кадровые ресурсы, которые позволяют в сжатые сроки подготовить качественный образовательный продукт.
- Дроны сейчас применяются в самых разных областях. Есть ли в вашей программе БАС разделение на гражданское и военно-промышленноенаправление? И что предпочитают студенты?
- В нашем университете не было и нет специфических программ по военно-промышленному направлению, потому что все наши образовательные программы применимы и для гражданских, и для боевых самолетов.
Тем не менее в нашем военном учебном центре (ВУЦ) впервые в этом году появилась программа, связанная с беспилотниками, и студенты любых направлений подготовки, прошедшие отбор в ВУЦ, могут погрузиться в специфику военных БПЛА.
- Существуют ли преференции для ваших студентов, например, гарантированное трудоустройство или возможность работать по определенному направлению уже со студенческой скамьи?
- Если под гарантированным трудоустройством понимать целевые места, то такая возможность есть, но среди студентов инженерных направлений эта схема не пользуется популярностью. У них нет проблем с трудоустройством после окончания нашего университета, поэтому студенты предпочитают оставаться свободными в своем выборе.
- Расскажите о сотрудничестве вуза с ведущими российскими компаниями в области производства БАС. Насколько эта практика успешна?
- У нас заключено более тысячи договоров на стажировки и практики с организациями по всей стране. Из разных регионов к нам приезжают 25-30% абитуриентов и примерно 20-25% после выпуска уезжают работать в другие города, в том числе благодаря успешным стажировкам.
- Какова роль Центра беспилотных систем Самарского университета имени Королева в сфере БАС?
- Правительство Самарской области стремится сделать наш регион одним из передовых в сфере БАС, в Самарской области работает научно-производственный центр и введен экспериментально-правовой режим, который расширяет возможности для испытания и эксплуатации БПЛА.
Наш университет является научно-образовательным центром, который разрабатывает новые виды техники, обеспечивает их опытное производство, обучает пилотов и техников для управления и обслуживания беспилотников. Сейчас в университете создается авиационный учебный центр (АУЦ), который будет готовить сертифицированных пилотов для БАС.
Конечно, мы занимаемся этим в ответ на запрос предприятий. Среди компаний, с которыми мы работаем, "Транспорт будущего", она будет в массовом порядке производить беспилотные летательные аппараты для сельскохозяйственных нужд, также это компании "Пегас-агро", "Авиакор" и другие.
- Как мероприятия федерального проекта "Кадры для БАС" помогают стыковать сегодняшних студентов с будущим работодателем? И как это повлияет на выполнение задач, поставленных государством?
- В рамках федерального проекта "Кадры для БАС" мы реализуем целый комплекс мероприятий. Например, это краткосрочные образовательные программы. Стоимость обучения на 90% оплачивается государством, и 10% берет на себя работодатель или обучающийся.
Кроме того, по федеральному проекту мы проводим фестивали для школьников, в их организации принимают участие работодатели и индустриальные партнеры, которые заинтересованы в профориентации школьников. Другой пример - подготовка молодежных инженерных команд, выполняющих практические задачи от компаний-работодателей.
Уверен, что реализация федерального проекта "Кадры для БАС" создаст прочный фундамент для дальнейшего развития данной сферы в нашей стране.
Фото: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла