О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Военные МиГи, пассажирский лайнер и вертолет: показываем необычный парк самолетов, спрятанный в нижегородском лесу

В Нижегородской области есть собственный музей авиатехники: прямо посреди леса стоят старые военные самолеты, большой пассажирский лайнер и новинка - вертолет МИ-8. В этом году парк под открытым небом пережил обновление - все экспонаты покрасили. Откуда появился музей и как он теперь выглядит - в материале NN.RU.

Откуда в лесу самолеты

Выставка самолетов находится на территории детского лагеря "Салют" (это примерно в десяти километрах от Городца). В советские годы он был в подчинении МВД и считался одним из лучших летних лагерей в стране.

- В далеком 1981 году эти самолеты доставили сюда по реке Узола. Зимой специально наращивали слой льда. Речка очень извилистая, и когда самолет крыльями не убирался в поворот, спиливали большую часть деревьев. У деревни Тяблино снимали часть берега, чтобы самолет развернулся и заехал сюда, - рассказала нам руководитель музейного комплекса Наталья Пискарева.

Тогда самолеты стояли не в одном месте, а были раскиданы по территории лагеря. У многих нижегородцев сохранились теплые воспоминания о "Салюте" тех лет. Пишут, например, что там был городок ГАИ с машинками, столовая, где стояла мебель с городецкой росписью, катамараны и аттракционы.

"И да, самолеты, мы лазили по ним, несмотря на забор. Сейчас грустно смотреть на то, что сгнил деревянный мост и нет сказочного городка, нет летних беседок у реки и нет легендарного дяди Вити, который последней песней дискотеки включал „Титаник“", - вспоминает Галина.
Бывшие воспитанники лагеря рассказывают, что раньше можно было попасть внутрь самолетов. Ежегодно перед летними сменами экспонаты приводили в порядок. В новый век они и в целом "Салют" вошли в сильно изношенном состоянии. В 2010-е годы лагерь передали "Городецкому губернскому колледжу", после чего там провели реконструкцию.

Обновление затронуло и парк самолетов. Его территорию огородили, начали проводить экскурсии. В этом году технику покрасили, в соседнем здании заработал музей авиации и авиастроения.

Как попасть в музей самолетов. Посмотреть на авиатехнику можно в рамках платной экскурсии - они проводятся в "Салюте" регулярно. Нужно отправить заявку или связаться с руководителем лагеря. Совет для тех, кто уже договорился на экскурсию: будьте готовы к отсутствию связи и мобильного интернета.

Как выглядит музей самолетов

Всего в "Салюте" четыре экспоната: три самолета и один вертолет. Как дополнение установили маленький самолетик с советского аттракциона - по словам экскурсовода, он особенно привлекает внимание школьников. Вся авиатехника в музее - это "старички", давно отслужившие свой срок. Справа стоят военные истребители МИГ-15 и МИГ-19. Оба рассчитаны на одного пилота и могли развивать скорость более тысячи километров в час.

Самый большой экземляр в музее - первый советский пассажирский лайнер на реактивной тяге Ту-104. Самолеты проектировались на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Их внедрение потребовало ряд важных изменений: от увеличения длины взлетных полос до повышения уровня комфорта в салонах. Например, стали устанавливать удобные кресла, предлагать пассажирам питание на борту. Судя по серийному номеру, городецкий Ту-104 был выпущен в 1958 году на омском предприятии "Полет". Эксплуатировался около 20 лет, после чего поступил на хранение в Нижегородскую область.

- Эти самолеты были очень проблемные. Всего была собрана 201 машина, из которых почти каждая третья разбилась. Было много недоработок, потому что торопились, когда переделывали бомбардировщик, - объяснила Наталья Пискарева.

Как пишет журнал TechInsider, 104-й отличался сложностью управления и плохой устойчивостью. Самым опасным был эффект подхвата: лайнер неконтролируемо забирал нос и уходи вверх, затем терял скорость и срывался в штопор. История Ту-104 закончилась после двух катастроф - в Москве (1979 год) и в Ленинградской области (1981 год). Во второй аварии погибли 50 человек, в том числе 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов и полковников. Трагедия на время "обезглавила" советский Тихоокеанский флот.

До недавнего времени в музее также была редкость - ЛИ-2. Такие самолеты принимали участие во Второй мировой войне. Они, например, доставляли продукты в блокадный Ленинград. Городецкий экземпляр был выпущен в Ташкенте в 1952 году, летал до 1977 года. Осенью ЛИ-2 забрала тюменская "ЮТэйр Инжиниринг", выступающая партнером "Губернского колледжа". Она покрасила городецкие самолеты и передала музею вертолет МИ-8. Также "Салюту" пообещали кабинку-симулятор, с помощью которого летчики учатся управлять самолетом.

Судя по серийному номеру, МИ-8 был выпущен в Казани, летал до 2004 года. Вертолет эксплуатировала авиакомпания UTair.
В октябре мы рассказывали о другом необычном музее в Нижегородской области. В Лукояновском районе есть единственный в стране этнопарк эрзянской культуры. В нем, например, можно посмотреть на календарь из двенадцати деревянных скульптур.

Авторские права на данный материал принадлежат «Нижний Новгород онлайн». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка