Правительство Российской Федерации
5 августа 2025, 15:24
Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором государственной корпорации "Ростех" Сергеем Чемезовым
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Сергей Викторович!
Вы возглавляете "Ростех" - одну из ключевых государственных корпораций, которая играет важнейшую роль в достижении технологического, промышленного суверенитета и активно участвует в решении задач национального масштаба. Причем это касается довольно широкого спектра продукции - от медицинских изделий до космических технологий.
Президент неоднократно говорил о роли "Ростеха", в том числе в обеспечении обороноспособности нашей страны.
Расскажите, пожалуйста, об итогах работы за последнее время и о задачах, которые сегодня стоят перед "Ростехом".
С.Чемезов: Кратко об итогах года прошлого и полугодия этого.
"Ростех" всегда являлся и будет являться опорой страны. Решает многие важнейшие вопросы в разных сферах, как Вы правильно заметили, от медицины до военной техники и так далее.
И конечно, основная задача - это выполнение гособоронзаказа. За прошлый год мы выполнили гособоронзаказ на 99,5%, практически 100%, а особо востребованные образцы - полностью на 100%. Это так называемый президентский список.
За первое полугодие мы уже выполнили на 65% поставки готового вооружения, готовых изделий и на 50% - средства поражения, боеприпасы и так далее. То есть потребности нашей армии мы обеспечиваем стопроцентно и даже с опережением.
Вместе с тем мы активно развиваем и гражданскую продукцию.
У нас по итогам полугодия будет ориентировочно выручка 1-1,5 трлн. И 455 млрд рублей - это выручка, полученная от производства и продажи гражданской продукции. Практически каждый третий рубль заработан производством гражданской продукции.
План по инвестициям у нас за шесть месяцев - 260 млрд. Ожидаем, что по итогам года выручка будет около 4 трлн (в 2024 году была 3,7 трлн).
На текущий момент одна из главнейших задач - это производство гражданских самолетов.
Если говорить об МС-21, то более 70 систем и агрегатов уже российские, импортозамещенные. В августе взлетит полностью импортозамещенный самолет. Сегодня пока летает частично импортозамещенный. И надеюсь, что до конца 2026 года мы завершим сертификационные полеты и начнем уже серийно производить наши самолеты. Я только что был на заводе в Иркутске, там уже 14 фюзеляжей практически готовые стоят. И девять в стадии доработки.
Что касается "Суперджета", он у нас тоже полностью импорозамещен. Сейчас идут сертификационные полеты. В 2026 году начнем уже серийно производить. И по Ил-114 то же самое, такая же ситуация.
Конечно, если говорить об МС-21, да и о "Суперджете", наверное, нет ни одной страны в мире, которая бы полностью, стопроцентно производила комплектующие для своих самолетов. Для сравнения, и Boeing, и Airbus - у них порядка девяти таких глобальных комплектаторов, крупных компаний по всему миру, которые поставляют для их самолетов свои комплектующие. Мы же вынуждены делать все самостоятельно, сами.
М.Мишустин: Одна такая страна была - Советский Союз.
С.Чемезов: Точно, в Советском Союзе было именно так. Вынуждены, в общем‑то, вернуться к такой практике.
Теперь что касается вертолетов. У нас "Ансат". Производство его стартовало в 2022 году. Но тогда мы использовали двигатели Pratt & Whitney. Сегодня мы создали свой двигатель ВК-650В. Этот двигатель будет использоваться не только для "Ансата", но и для вертолетов Ми-34. Это новый одномоторный вертолет, спрос на него будет большой. Потому что и Airbus, и Bell - у нас достаточно много этих вертолетов, но их обслуживание сегодня практически приостановлено.
И конечно, потребители ждут новый вертолет, наш, российский. Мы такой вертолет уже создали.
Если говорить про "Ансат", то его дальность возрастет с 505 км до 640 км. Увеличится и взлетный вес. Мы в том числе поставим новые винты, как несущий, так и рулевой. Это улучшит маневренность. Также должна увеличиться крейсерская скорость.
Если говорить об авиации в целом, необходимо не только произвести самолет, но и организовать его обслуживание. Своевременно поставлять запасные части и так далее.
Мы столкнулись с этой проблемой, когда еще "Суперджет" первый, еще не импортозамещенный, начали поставлять в авиакомпании. И тогда возникли достаточно большие проблемы. Были нарекания со стороны авиакомпаний. Сегодня мы уже создали восемь своих сервисных пунктов. А к 2030 году у нас их будет 15.
А всего вместе с авиакомпаниями, которые также имеют свои сервисные службы, у нас их будет 50. Мы вовремя будем и обслуживать, и поставлять запасные части.
Что касается вертолетов, там гораздо все проще. Потому что у нас уже давно была создана вертолетная сервисная компания, у которой есть ремонтные заводы по всей России. И они обслуживают все наши вертолеты.
Еще хотел бы сказать о такой сфере, как ИТ-сопровождение авиационной отрасли. Мы создали систему "Купол". Ее назначение - послепродажное сопровождение всех наших новых самолетов, - это "Сухой Суперджет", МС-21, Ил-114, - а также двигателей ПД-14, ПД-8. Эта система аккумулирует всю информацию о жизненном цикле воздушного судна и двигателя, от производства до списания. И связывает всю авиационную отрасль от производителя до авиакомпании.
Она позволяет работать в едином информационном пространстве как производителю, так и всем эксплуатантам и сервисным центрам.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Викторович.
Конечно, очень важно, чтобы научно-исследовательские и конструкторские работы, которыми "Ростех" занимается, были с заделом вперед.
Президентское поручение - довести до 2% ВВП соответствующие траты на НИОКР - призвано помочь в решении задач технологического суверенитета и достижения национальных целей. И те нацпроекты, которые посвящены вопросам технологического лидерства, невозможны без планирования на достаточно серьезный горизонт. 2030-2036 годы - это то, чем мы с вами сейчас занимаемся, чтобы потом масштабировать это производство.
"Ростех" также занят рядом направлений в различных гражданских сферах, включая охрану здоровья, технологии, связанные с этим, борьбу с контрафактом и многие другие.
Хотел бы, чтобы Вы рассказали о таких проектах.
С.Чемезов: Цифровая маркировка товаров. Сегодня у нас уже более 500 тыс. компаний задействованы в маркировке - производители и поставщики. Охватывает 220 миллионов человек. Подключены к этой системе сегодня все кассовые аппараты страны. С прошлого года мы задействовали уже разрешительный режим на кассах. Если, допустим, просроченный или контрафактный товар, то есть маркировка не соответствует требованиям, то касса не пропустит этот товар, она не пробьет, и товар не будет продан.
Это обеление рынка. Это ликвидация контрафакта. А главное, конечно, люди получают нормальный, хороший продукт. Особенно это касается продуктов питания. Это и молочные продукты, и другие, вода в том числе.
М.Мишустин: Еще какие‑нибудь системы?
С.Чемезов: У нас медицинское приборостроение достаточно большое, многие компании в этом направлении работают. Это и "Швабе", и "Росэл" ("Росэлектроника"), и "Техмаш" - всего 26 предприятий. Мы сегодня поставили в лечебные учреждения уже 85 тыс. единиц медицинского оборудования. И у нас в портфеле более 150 наименований зарегистрированных медицинских изделий.
Мы поставили амбициозную цель перед собой - увеличить в четыре раза присутствие на рынке. И для этого намерены запустить в серийное производство около 40 новых видов высокотехнологичного оборудования.
Расскажу о некоторых.
Совсем недавно мы зарегистрировали и уже запустили в производство онкосканер с искусственным интеллектом. Когда у человека берут пункцию, ее на стеклышко наносят и вставляют в этот сканер. Сканер фотографирует, формирует цифровую фотографию и сравнивает с базой данных. И в течение нескольких минут мы сразу получаем результат: есть рак или нет рака. Когда человек проверяет и анализирует эти снимки, то процент ошибок достаточно высокий, а искусственный интеллект фактически их сводит к нулю.
И еще одна интересная вещь. Для тех, кто страдает сахарным диабетом, иностранные компании производили датчик такой, который ставится на плечо. Он анализирует сразу содержание сахара в крови. И если человеку надо посмотреть на эти показатели, он подносит телефон, и на телефоне у него сразу информация отображается.
М.Мишустин: То есть непрерывный мониторинг глюкозы?
С.Чемезов: Постоянный. И одновременно информация уходит лечащему врачу. Сейчас мы такие датчики научились делать сами. До сегодняшнего дня это все закупалось за рубежом.
Если говорить о наших сотрудниках, то у нас уже более 700 тысяч человек. Мы сегодня один из самых больших работодателей. Наверное, крупнее нас только "РЖД".
Причем в ближайшее время у нас численность будет увеличиваться. Думаю, может быть, даже к концу года составит порядка 750 тысяч человек.
Конечно, у нас есть всевозможные формы социальной поддержки. Это и добровольное медицинское страхование, и санаторно-курортное лечение, корпоративная медицина есть, жилищные программы.
М.Мишустин: Конечно, надо довести все запланированные проекты до конца. Очень важна финансовая модель производства парка самолетов и вертолетов. Мы с Вами об этом подробно говорили в июле, на стратегической сессии, которую проводили, а затем докладывали Президенту. Все ждут этих самолетов. Знаю, что корпорация старается сделать их надежными, эффективными - в этом смысл. Без сомнения, все должно быть безопасно. Но финансовая модель, то есть возможности, которые потом предоставят производители авиакомпаниям для закупок, должна быть сходной. И при просчете в том числе макроэкономической ситуации это надо сделать. Мне кажется, было бы здорово, если бы мы эту модель еще тщательно до конца продумали. Может быть, субсидировали возможности по топливу, еще какие‑то. Надо все это в Правительстве обсудить. И я бы просил Вас, как человека, который этим профессионально занимается, внести свои предложения.
И по остальным проектам. Конечно, тоже очень важно, чтобы это работало на пользу людям и для достижения национальных целей, которые перед нами поставил Президент.
Удачи вам.
Авторские права на данный материал принадлежат «Правительство Российской Федерации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться